За неделю до Светлого Христова Воскресения православная церковь отмечает день торжественного Входа Господа Иисуса в Иерусалим. В этом году этот праздник приходится на 12 апреля.
Когда человек слышит о Вербном воскресении, то сразу возникают ассоциации с храмом. И действительно, в этот день многие люди идут в храм с накануне срезанной вербой. Что же это значит? Может, в храме в этот день «праздник вербы» или нечто подобное? К сожалению, в ответ зачастую слышатся глупые суеверия, например, о том, что нужно съесть несколько почек (причем важно съесть именно 9 штук), чтобы выздороветь, хлестать ветками вербы друг друга (считая, что таким образом изгоняют злых духов) и т.п., которые приводят в еще большее недоумение.
А обычай приносить вербы в храм взялся вот откуда.
За шесть дней до Пасхи Иисус Христос собрался идти в Иерусалим, чтобы встретить праздник там. Узнав об этом, многие из народа последовали за Иисусом с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его. Но произошло нечто для них неожиданное. Множество людей, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Люди подстилали перед Христом свои одежды или срезанные ветви пальм, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ был готов признать в Нем царя, который пришел их освободить.
Праздник Входа в Иерусалим из-за использования в этот день ваий (пальмовых ветвей) называется также Неделей ваий. В нашем климате пальмы не растут, и поэтому их заменила верба – дерево, которое раньше других после долгой зимы начинает выбрасывать почки. Освященная верба приносится домой и ставится в красный угол (где стоят иконы и лампадка), и является знаком победы жизни над смертью. Как зимой все растения кажутся мертвыми, а весной начинают оживать, так подобно этому и Сын Божий, пробыв три дня в царстве смерти, в третий день воскрес.
Отец АЛЕКСАНДР,
настоятель Храма Новомучеников и Исповедников Российских.
|