Автор первого из них А.П. Дзюбенко поднимает вопрос о взаимоотношениях продавцов и покупателей на рынке и приводит целый ряд примеров. Неуважение к покупателям, грубость, отказы заменить некачественный товар - со стороны одних продавцов, чуткость, тактичность, умение правильно предложить товар и помочь в выборе - со стороны других. С такими прямо противоположными проявлениями, по мнению автора, может столкнуться любой посетитель рынка.
Во втором письме М. Гайдук рассказывает о проблемах, связанных с приобретением в одном из магазинов бытовой техники некачественного холодильника. Автор письма уже не надеется решить свою проблему и пишет в редакцию письмо с одной целью: "предупредить доверчивых покупателей, чтобы они были внимательнее, когда покупают бытовую технику".
Прокомментировать письма и дать консультацию мы попросили главного специалиста Роспортебнадзора П.Н. Волкова.
-Павел Николаевич, существуют ли отличия в правилах торговли в магазинах и на рынках?
П.Н. Волков: Практически нет. Есть одинаковые для всех занимающихся торговлей структур нормативные акты. Как, например, Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом, введенные в действие с 1 января 2002 года. Действуют также Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года. Кроме того, деятельность рынков регулируется Федеральным законом РФ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ", принятым Госдумой 22 декабря 2006 года. И, разумеется, Закон "О защите прав потребителей" в полной мере распространяется на предпринимателей, работающих на рынках.
- Уже при входе в магазин мы видим вывеску, где, как правило, указано не только название, но и фамилия владельца этой торговой точки. Внутри магазинов можно увидеть информационные стенды. Имена работающих в магазинах продавцов, обычно, тоже не секрет: они указаны на бейджах. Как может получить эту информацию покупатель на обычном розничном рынке?
П.Н. Волков: Пункт 10 Правил продажи отдельных видов товаров гласит: "Продавец обязан довести до сведения покупателей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации". Индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации. Если деятельность подлежит лицензированию, то информация о номере и сроке действия лицензии также должна быть доступна покупателю. Вся эта информация располагается в удобных для ознакомления местах. И рынки не являются исключением. В том же пункте 10 Правил сказано: "Аналогичная информация должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца" (под продавцом в Правилах понимается организация, осуществляющая продажу товаров). Если речь идет о контейнере на рынке, то это, фактически, стационарная (не временная) торговая точка, поэтому не должно даже возникать никаких препятствий тому, чтобы покупатель мог получить исчерпывающую информацию и о товаре, и о том, кто осуществляет его продажу.
- Давайте рассмотрим ситуацию, описанную в первом письме: покупатель приобрел некачественный товар, продавец отказывается заменить его, а имя и координаты владельца торговой точки не называет. Понятно, что права покупателя нарушены, как ему восстановить их с наименьшей затратой времени и нервов?
П.Н. Волков: Вся информация о предпринимателях, арендующих торговые места на рынке, есть у администрации рынка. Если продавец отказывается назвать координаты владельца торговой точки, можно обратиться туда. В случае, когда возникают разногласия, связанные с приобретением некачественного товара, покупатель может обратиться и в милицию, и в Роспотребнадзор. При этом не важно, где был приобретен товар - в магазине или на рынке. Важно, чтобы в этом случае покупатель действовал грамотно и в соответствии с законом.
Закон РФ "О защите прав потребителей" предоставляет покупателю право возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы, либо замены товара. Если продавец не сделал этого добровольно при непосредственном обращении, необходимо направить в адрес продавца претензию. В случае неполучения ответа на претензию или отказа принять претензию, покупатель вправе обратиться в органы Роспотребнадзора с требованием пресечь нарушения действующего законодательства, а также в судебные органы с целью защиты своих прав. Сразу поясню, что Роспотребнадзор денег покупателю не вернет, но если факт правонарушения подтвердится, будет составлен административный протокол, и продавец понесет соответствующую ответственность.
- Получается, что основную роль в деле защиты прав потребителя должен сыграть сам потребитель?
П.Н. Волков: Безусловно, правоохранительные органы и органы Роспотребнадзора будут оказывать потребителю всяческое содействие, но инициатива должна исходить все-таки от самого потребителя. Если он не пойдет дальше споров с продавцом, то, вполне возможно, и результатов не получит. Если обратится к нам с заявлением, то сможет рассчитывать на помощь. Напоминаю: территориальный отдел Роспотребнадзора в нашем районе расположен по адресу: ул. Ермолаева, 49, тел. 20-135. Консультации по вопросам граждан осуществляются каждую пятницу с 14.00 до 17.00.
Ежедневно и неоднократно каждый из нас совершает покупки. Регулярно в качестве покупателей приходится выступать и тем, чье рабочее место - по другую сторону прилавка. И друг без друга нам не обойтись. В таком положении проявления взаимного неуважения между покупателями и продавцами, казалось бы, давно должны уйти в прошлое. Законы, детально расписывающие, как в той или иной ситуации должны поступать покупатели и продавцы, не учитывают одного немаловажного момента - уровень культурного развития тех и других. Пока не научимся слушать другого человека, уважать его мнение, наши "рыночные отношения" так и останутся на уровне "базара".
Е. ОБАЕВА. |