В условиях современной экономической ситуации альтернатива «платить или не платить налоги» часто возникает у руководителей как крупных предприятий, так и предприятий малого бизнеса. Чтобы развеять сомнения по поводу необходимости уплаты налогов, обратим внимание на предусмотренные налоговым законодательством, а также другими законодательными актами меры принудительного взыскания задолженности и о последствиях их применения.
Первым «звоночком» начала применения мер принудительного взыскания является направление организации требования о погашении образовавшейся задолженности по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Если полученное требование организацией не исполнено либо исполнено не в полном объеме, начинает действовать механизм взыскания задолженности за счет денежных средств, находящихся на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях. Одновременно приостанавливаются расходные операции по всем счетам организации.
Следующим этапом является передача полномочий по взысканию задолженности службе судебных приставов, которая в свою очередь налагает арест на имущество организации, достаточное для погашения суммы задолженности. В отличие от административного ареста имущества, производимого налоговым органом, арестованное судебным приставом имущество организации подлежит реализации. Это означает, что организация может остаться без имущества и в дальнейшем будет не способна осуществлять хозяйственную деятельность. Для таких организаций выход один - банкротство и, как следствие, смена руководства.
Банкротство крайне редко приводит к финансовому оздоровлению организации. Зачастую распродается все оставшееся имущество, средств от реализации которого недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди, т.е. задолженность работникам организации по заработной плате и другие выплаты остаются непогашенными.
К руководителям и главным бухгалтерам организаций - злостных неплательщиков, пытающимся вывести ликвидные активы во вновь создаваемые структуры и таким образом создающим ситуацию с преднамеренным банкротством, применяются меры уголовной ответственности. Налоговыми органами совместно с Управлением по налоговым преступлениям УВД Омской области выявляются организации, уклоняющиеся любыми способами от уплаты налогов. В отношении руководителей и главных бухгалтеров таких организаций УВД возбуждаются уголовные дела, а материалы для дальнейшего производства направляются в органы прокуратуры и суды.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Омской области проводится активная работа по принудительному взысканию задолженности как юридических, так и физических лиц. За четыре месяца 2009 г. инспекцией направлены материалы для обращения взыскания задолженности юридических лиц на имущество в службу судебных приставов по147 предприятиям на сумму 24,5 млн. руб. К неплательщикам - физическим лицам - также применяются меры взыскания, начиная с направления требования и заканчивая передачей материалов в суд.
В соответствии со ст. 3,6 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаками банкротства юридических лиц считается наличие задолженности по налогам более 3 месяцев и в размере, превышающем 100 тыс. руб. В текущем году инспекцией в Арбитражный суд Омской области направлено 4 заявления для инициирования процедуры банкротства. Всего на различных стадиях банкротства находятся 29 предприятий.
Есть и позитивные примеры. Становится все больше налогоплательщиков, дорожащих своей репутацией и имеющих государственный подход в вопросе уплаты налогов. Именно благодаря им в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды за четыре месяца текущего года только по Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Омской области поступило 328,1 млн. рублей, в том числе в бюджеты муниципальных образований 114,5 млн. руб. |