Все эти годы железная дорога не просто пронизывала город с запада на восток, она была его становым хребтом, на который нарастали кварталы, главной артерией, снабжавшей организм города всем необходимым, его вектором на прогресс и развитие. А железнодорожники всегда считались самым организованным, передовым и уважаемым сообществом.
У истоков
В обстоятельной записке Николаю I профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер, обследовавший в 1836 году российские просторы от Москвы до Урала и убедивший царя подписать Указ о сооружении первой в России Царскосельской железной дороги, писал: "Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы".
В Сибирь стальная магистраль добралась в начале 1890-х. В районе озера Исилькуль первая партия инженеров-путейцев, намечавшая трассу между Петропавловском и Омском, прошла в 1891 году. А летом 1892 года было определено место для будущей станции в трех верстах от озера, в лесном массиве, началась очистка участка, прокладка просек для телеграфной линии и будущей дороги. К весне 1893 на станции уже работала артель плотников. В мае развернулись земляные работы. Для строительства водонапорной башни и фундаментов построек было признано необходимым строительство кирпичного завода. Появились первые жилые помещения - полуземлянки или избы, так что к 1894 году на станции осели первые постоянные жители - члены плотницкой артели.
К строительным работам были привлечены тысячи местных крестьян и переселенцев. В 1894 году уже были построены кирпичный завод, водонапорная башня, водопровод, бараки для рабочих, строились пакгаузы, здание вокзала, оборотное депо, ледники, дома для технического персонала. 2 августа где-то около Булаево произошла встреча строителей, тянувших стальные пути от Омска и от Петропавловска.
А 24 августа 1894 года через Исилькуль проследовал первый поезд, в котором ехал министр путей сообщения гофмейстер Кривошеин с большой группой специалистов этого ведомства и строителей Сибирской дороги.
Сегодня, вглядываясь в не такое уж давнее прошлое, трудно даже представить, как на чистом месте наши прадеды сумели в столь короткие сроки осуществить такие грандиозные дела. Немало подобных трудовых подвигов и важных вех и в дальнейшей истории развития нашего участка Транссиба и станции Исилькуль.
На всех парах
Станционное здание с железнодорожной кассой и помещением для пассажиров и железнодорожные службы были приняты комиссией в 1895 году, после чего станция Исиль-Куль была нанесена на карту российских железных дорог. Именно это событие взято за отправную точку создания нашего города. |
В первые годы работы станции ее пропускная способность не превышала 4-6 поездов в сутки, следовавших со скоростью до 25 км/час. Парк станции состоял из одного основного пути, двух объездных и ветки для разгрузки и погрузки товаров. К 30-м годам магистраль Челябинск-Омск-Новосибирск становится одной из самых грузонапряженных. К 1933 году на участке Омск-Исилькуль-Петропавловск строятся вторые пути. Построен восточный парк, новое деревянное здание вокзала.
На митинге, состоявшемся в Исилькуле в первый день Великой Отечественной войны, машинист депо Рыков заявил: Если потребуется, я свой паровоз поставлю под бронепоезд и вместе с двумя сыновьями, которые находятся в Красной Армии, буду давить фашистских гадов". Уже в течение 1941 года с железнодорожного узла добровольно ушли на фронт 33 человека. При этом движение поездов и воинских эшелонов на исилькульском участке пути с первых дней войны увеличилось почти вдвое. Железнодорожники были переведены на военное положение.
К началу 1942 года женщины и подростки составляли половину работающих на железной дороге. Простой поездов сократился с довоенных 35-45 минут до 18-20 минут, экипировка поездов - с 1 часа 20 минут до 50 минут. В экстремальных условиях нехватки времени и материалов на станции был проложен еще один путь и удлинены тупики на складах топлива.
За годы войны исилькульские железнодорожники девять раз становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования, коллективу дистанции пути было вручено на вечное хранение переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны и Наркомата путей сообщения СССР. Сотни работников всех служб были удостоены орденов и медалей. Всесоюзной денежной премии и значка "Ударник сталинского призыва" был удостоен исилькульский машинист Бурьян. Высшую награду Родины - орден Ленина получили начальник Исилькульской дистанции пути П.И. Власов, начальник дистанции связи В.Н. Гремитских, машинисты депо А.В. Мелекесцев, А.А. Чигвинцев и другие.
В 50-80-е годы с ростом объемов промышленного производства станция динамично развивалась. Построено новое локомотивное депо, в 1966 году - просторный кирпичный вокзал вместимостью 300 человек, внедрена релейно-кодовая централизация. Паровозы были заменены электровозами, организовано движение пригородных электропоездов, реконструированы технические службы. Появились привокзальная гостиница, столовая, дом связи, контора дистанции пути, жилые дома для железнодорожников. За два послевоенных десятилетия 30 работников Исилькульского железнодорожного узла стали кавалерами ордена Ленина. Знак "Почетному железнодорожнику" в разные годы был вручен 32-м исилькульцам.
Сегодня Исилькуль - участковая пограничная станция 1 класса, оснащенная современным высокотехнологическим оборудованием и осуществляющая бесперебойный пропуск до 100 пар поездов в сутки. В ноябре 2007 года успешно проведен эксперимент по пропуску сверхтяжеловесного поезда весом свыше 18 тысяч тонн. 4 июля 2008 года состоялось торжественное открытие нового вокзального комплекса, построенного по проекту института "Сибжелдорпроект" и ставшего настоящим украшением города.
Ветераны Запсиба
Из среды железнодорожников вышло много людей, известных не только в нашем районе, но и в области, в стране.
Свои первые шаги в профессию сделал в Исилькуле Р.А. Бикбавов, проработавший только в должности начальника Омского отделения дороги 25 лет. Заслуженный работник транспорта РФ, кавалер орденов "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, член-корреспондент Российской и Международной инженерных академий - это далеко не полный перечень высоких наград и званий нашего земляка, который на посту депутата Законодательного Собрания продолжает с великой мудростью и настойчивостью решать проблемы исилькульцев.
Восемь лет назад под Новосибирском был открыт музей железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги. А его вдохновителем, "отцом"-основателем и бессменным директором является наш земляк, потомственный железнодорожник Николай Архипович Акулинин.
24 года он проработал в управлении Западно-Сибирской железной дороги - заместителем начальника службы пути, секретарем парткома, начальником отдела кадров. Выйдя на пенсию в 1984 году, возглавил музей истории Западно-Сибирской железной дороги и с величайшим трудолюбием собирал, пополнял экспозицию, вел издательскую и историко-пропагандистскую работу, чтобы не только железнодорожники, но и все жители Сибири знали, какой ценой строилась дорога и как много она значит для нашего региона и для страны в целом.
С апреля 1950 по май 1990 года руководил станцией Исилькуль Георгий Александрович Коновалов. В семнадцать лет он стал железнодорожником и уже никогда не изменял своей профессии. Даже на фронте закончил свой воинский путь в составе 19 отдельной железнодорожной бригады 3-й Ударной армии, участвовавшей во многих, в том числе Берлинской, операциях.
Вехи развития дороги - это и вехи его жизни, по ним можно изучать историю отрасли. Вот его знак "Электрификация линии Москва - Байкал" - это 1963 год. Вот именные часы от Министерства путей сообщения - это юбилейный 1967-й. Вот знак "Почетному железнодорожнику" - этого звания Георгий Александрович удостоен в 1972 году. Кавалер орденов Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, Г.А. Коновалов был одним из первых удостоен звания, учрежденного в год 100-летия Исилькуля, - "Почетный житель Исилькульского района". Его именем названа улица рядом с железнодорожным вокзалом, где недавно установлен мемориальный камень в его честь.
Больше 38 лет отработал на станции Исилькуль, в том числе 20 лет в должности начальника, Александр Павлович Дяблов, признанный в 2008 году лучшим начальником станции Западно-Сибирской железной дороги. Решением Совета депутатов городского поселения № 53 от 3 августа 2009 г. ему присвоено звание "Почетный житель города Исилькуля", и на празднике города А.П. Дяблову будет вручено свидетельство о присвоении звания Почетного жителя.
С. ТАРАСОВА,
по материалам районного историко-краеведческого музея, книг
"Исилькуль на Транссибирской магистрали", "Солдаты Победы" (т.3), буклета "Исилькуль - вчера
и сегодня", газет "Транссиб", "Советская Сибирь".
|