Завершился второй год деятельности на территории Омской области Уполномоченного по правам человека. Не сразу, не вдруг омичи привыкли к тому, что в регионе появился и работает институт омбудсмена. Не все разобрались в пределах его компетенции. Но сегодня уже можно с уверенностью сказать, что популярность главного правозащитника области растет. И об этом говорит статистика. Хотя, безусловно, не только цифры являются мерилом, критерием оценки деятельности Уполномоченного по правам человека. Ведь за каждым обращением - судьба, серьезные, кажущиеся неразрешимыми проблемы, порой даже трагедия. И с ними человеку нужно помочь справиться.
За 9 месяцев 2009 года в аппарат Уполномоченного поступило 1001 обращение, из которых 25 - коллективные. По-прежнему первую строчку в рейтинге активности занимают пенсионеры. Их обращения составляют практически треть от всех поступивших. 199 жалоб поступило от представителей различных отраслей экономики.
Авторами 161 обращения были инвалиды, среди них 9 - инвалиды Великой Отечественной войны. Причем они в своих письмах затрагивали не только специфические проблемы, касающиеся адаптации и интеграции в обществе людей с ограниченными возможностями, но и те вопросы, которые тревожат многих омичей.
О своих проблемах Уполномоченному написали 60 безработных, 57 осужденных, 28 родителей в интересах своих несовершеннолетних детей, в том числе в 4 случаях речь шла об интересах детей-инвалидов, представители 11 многодетных семей, шестеро детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Активнее омичи стали пользоваться возможностями сети Интернет, общаясь с омским омбудсменом. 71 человек задал свои вопросы и получил ответы через официальное Интернет-представительство Уполномоченного.
Самая обширная группа обращений касается жилищных вопросов и составляет почти четверть от общего числа. Это и предоставление жилья различным категориям граждан, приватизация и жалобы на действие управляющих компаний, вопросы содержания жилья и его ремонта, оплаты коммунальных услуг, газификации и водоснабжения и т.д.
Например, обращение 80-летнего пенсионера К. о многочисленных фактах нарушения обслуживающей организацией требований и норм жилищного законодательства в части содержания жилого дома. По результатам проверки обращения к Уполномоченному прокуратурой Центрального административного округа г. Омска на имя руководителя ООО Управляющая компания «Жилищник-3» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Кроме этого, согласно заключению межведомственной комиссии г. Омска указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска проводится работа по подготовке распорядительных документов по расселению жильцов.
В связи с кризисом усугубилось положение в сфере занятости трудоспособного населения, Естественно, возросло и число жалоб на действия работодателей. Их поступило в аппарат Уполномоченного 157. Это жалобы на нарушение трудового законодательства об оплате труда, о трудовых спорах между работниками и работодателями, обращения, связанные с нарушениями при оформлении трудового договора, и т.д. Кто-то произвел сокращение штатной численности в установленном законом порядке, но не торопится выплатить «отставникам» выходное пособие. А кто-то, вовсе не желая платить деньги, под разными предлогами «выдавливает» ставших ненужными работников, провоцируя «увольнение по собственному желанию».
Например, обращение по вопросу невыплаты заработной платы ООО СК «Акрон» для проверки было направлено Уполномоченным в соответствующее подразделение Следственного комитета СК при прокуратуре РФ по Омской области. По факту невыплаты заработной платы ООО СК «Акрок» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ.
Продолжают волновать омичей и проблемы социального обеспечения, социального страхования и, конечно же, здравоохранения как в плане качества оказываемых медицинских услуг, так и в плане поставок медикаментов для различных категорий больных.
С подобной жалобой к Уполномоченному Омской области обратились гражданки Л. и Д. В результате вмешательства специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека заявителями необходимые препараты получены. Однако в связи с систематическими недопоставками лекарственных средств данные обращения направлены для проверки в прокуратуру г. Омска, по результатам которой в адрес аптечных организаций и ГП Омской области «Омское лекарство» внесено представление об устранении нарушений законодательства о дополнительном лекарственном обеспечении.
Самое большое число жалоб за 9 месяцев текущего года поступило из Омского, Исилькульского, Тарского, Марьяновского, Русско-Полянского и Кормиловского районов. Почти три четверти обратившихся в аппарат Уполномоченного - жители областного центра.
По 345 жалобам были проведены проверки. Их число, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, выросло более чем в два раза.
В восьми районах области открыты общественные приемные - в Шербакуле, Саргатском, Таврическом, Марьяновке, Называевске, Исилькуле, Калачинске и Таре.
Безусловно, добиваться положительного решения вопросов, поставленных заявителями в своих обращениях, - дело непростое. И требует дара убеждения в общении с чиновниками разных уровней, порой немалого времени (переписка и переговоры по отдельным обращениям затягиваются на месяцы) и - бесспорно - безукоризненного знания законодательства.
Уполномоченный Омской области по правам человека, его аппарат готовы прийти на помощь, если нарушено ваше право.
Пишите, приезжайте, звоните. Наш адрес: г. Омск, ул. Красный путь, 9, оф. 321. Тел. 21-31-77.
Н. Егорова,
заместитель начальника отдела аппарата
Уполномоченного. |