В течение года на страницах газеты реализовывался совместный проект редакции и городской библиотеки № 2, посвященный проблемам молодежного чтения. Под занавес проекта мы попросили наших читателей ответить на вопросы небольшой анкеты. Сегодня подводим итог.
В анкетировании принял участие 21 человек: семеро учащихся школ и других учебных заведений, 10 работающих, 4 пенсионера.
12 респондентов отметили, что читают исключительно ради собственного удовольствия. 6 человек делают это только по мере необходимости для учебы или работы. Трое отметили обе позиции.
Литературные предпочтения участников анкетирования оказались самыми разнообразными: много поклонников современной и научно-популярной литературы, есть любители классики, публицистики, поэзии.
Среди любимых писателей наших респондентов Д. Донцова, В. Пикуль, В. Шекспир, М. Шолохов, Ю. Семенов, С. Есенин, Л. Толстой, Н. Гоголь и другие авторы.
Привить любовь к чтению, по мнению большинства участников анкетирования, могут семья и библиотека. 8 человек ставят в этот ряд еще и школу. А вот роль в этом деле средств массовой информации признают только трое.
Очень своеобразно распределились ответы на вопрос «Достаточно ли внимания уделяется литературе в школе?» «Да» ответили 13 участников, и большинство ответивших утвердительно – молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет. «Нет» ответили 8 человек более старшего возраста. В то же время, на следующий вопрос «Нужно ли вводить для выпускников школ обязательный экзамен по литературе?», только 6 человек ответили утвердительно. Остальные такую необходимость отрицают.
12 человек считают, что телевизор, компьютер, сотовый телефон постепенно вытесняют из нашей жизни книгу. 9 человек с этим не согласны.
Какие же выводы можно сделать на основании этих мнений? Безусловно, ответы двадцати одного человека на десяток вопросов не дадут полной картины отношения наших земляков к чтению, как не дал их и весь наш проект. Но такой цели мы перед собой и не ставили.
Главное - получили отклик от множества людей, неравнодушных к книге. Значит, позиции «самой читающей нации в мире» пока не сданы.
И все-таки они читают!
Инициатором проекта выступила библиотекарь городской библиотеки № 2 А.Д. Степанова. В своем заключительном слове она делает оптимистические выводы.
«Как бы ни ругали нынешнюю молодежь, всегда были и есть те, для кого чтение книг не просто ползание глазами по буквам да словам, да страницам, а создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. Читая, ты морально очищаешься, становишься смелым, сильным, благородным». Эти слова участницы проекта «Молодежь и книга» Екатерины Левушкиной можно сделать эпиграфом нашей заочной читательской конференции.Формулируя вопросы для читателей, мы хотели узнать, как в нашем городе молодежь относится к книге и чтению. Хотели, чтобы на них ответили самые разные люди. Но так уж вышло, что большинство – это те, кто любит читать, настоящие ценители книги. Ни у кого не хватило смелости открыто заявить на страницах газеты: «Я не люблю читать». А значит, для молодых людей еще не все потеряно. Высказывания сверстников, может быть, подтолкнут еще кого-то к чуду под названием книга.
На мой взгляд, неверна трактовка некоторых публицистов, что «чтение стремительно теряет свои позиции как способ отдыха, его вытесняют музыка, видео, компьютер». Да, литература наших отцов и дедов уходит, но на смену ей приходит другая – современная. И, как заметила одна из участниц проекта, «информацию на каком-нибудь популярном или познавательном сайте в Интернете мы тоже получаем путем чтения, только читаем не с бумажных листов, а с экрана компьютера».
Я с удовольствием познакомилась на страницах газеты со студенткой-филологом Инной Ельцовой. Проблему молодежного чтения она видит реально и четко определяет роль библиотеки в руководстве чтением. Спасибо за совет.
Мы благодарим учителя русского языка и литературы Е.И. Марченко за помощь в анкетировании старшеклассников и прекрасное начало проекта статьей «Когда станем старше…». Спасибо всем, кто принял участие в создании проекта: учителям, студентам, школьникам, читателям газеты «Знамя» и городской библиотеки № 2.
Проанализировав мнения читателей, мы сделаем соответствующие выводы по привлечению молодежи к чтению. Это будут новые циклы выставок, обзоры, индивидуальные беседы, массовые мероприятия. | |