С 1 января в стране вступили в силу новые тарифы на коммунальные услуги. Их рост связан с инфляцией, повышением цен на энергоносители - газ, тепловую и электрическую энергию. Оказывает свое влияние и экономический кризис.
Рост тарифов для каждого муниципального образования и по разным видам услуг определяется дифференцированно. Для большинства жителей Омской области сумма совокупных платежей за коммунальные услуги в 2010 году увеличилась примерно на 10-15 процентов.
Рост тарифов на электроэнергию зависит от федеральных факторов и обусловлен повышением стоимости покупной энергии с оптового рынка и ростом стоимости услуг на передачу электрической энергии. В 2010 году объем поставок в Омскую область электрической энергии по нерегулируемым ценам увеличится до 53 %. Тем не менее, рост тарифов на электроэнергию для населения удалось удержать на уровне 10 %, в то время как в прошлом году она подорожала на 25 %.
На 2010 год РЭК Омской области установила единый тариф на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Омскоблводо-провод", в размере 38,3 рубля за кубометр (без учета НДС). Напомним, что предприятие подает воду в 13 районов области и цена прежде варьировалась в зависимости от вида водопровода.
Общий рост тарифов на услуги по водоснабжению в среднем по Омской области составил 11,7 %, по городу Омску - 9,4 %. Тарифы на услуги по водоотведению выросли в пределах 9,9-10,6 %. В прошлом году темпы роста этих тарифов были значительно выше - на уровне 26-27 %.
Цена на природный газ в 2010 году увеличится для населения на 23,7 - 24,6 %, что ниже среднего по России прогнозного роста цен, который составляет 27,4 %. Рост тарифов на "голубое топливо" связан с повышением оптовых цен на газ для населения, стоимости услуг по транспортировке газа и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги. Все это федеральные факторы.
В общем объеме коммунальных платежей наибольшие затраты приходятся на услуги теплоснабжения.
Увеличение тарифов на услуги теплоснабжения в 2010 году обусловлено ростом цен на топливо. Особенно подорожал мазут. Если в начале 2009 года стоимость тонны мазута была в пределах 3,5 тысячи рублей, то в январе этого года она достигает 10 тысяч рублей. Регулирование цены на топливо не входит в компетенцию региона. Но услуги теплоснабжения могут стать дешевле за счет эффективного использования энергоресурсов и перевода котельных на менее затратные виды топлива - газ, уголь, дрова. Эта работа, проводимая в муниципальных районах в рамках целевой программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса Омской области на 2008-2010 годы", позволила только за минувший отопительный сезон сократить потребление более 8 тысяч тонн мазута и около 1,8 млн. кВт электроэнергии. Несмотря на постоянное увеличение цен на энергоносители, удается сдерживать рост тарифов за счет модернизации теплоэнергетического хозяйства и перевода котельных на газ и уголь.
Бессмысленно искусственно сдерживать тарифы, устанавливая их ниже экономически обоснованных параметров. С начала 2000-х годов этим "грешили" власти многих районов. В результате многие коммунальные предприятия находились на грани выживания, не могли обеспечить достойное содержание теплоисточников и инженерных коммуникаций. Росли потери энергоресурсов из-за ветхих тепловых и водопроводных сетей, которые кому-то нужно было оплачивать. Тарифы все равно росли, а качество услуг оставалось низким.
Долгие годы областной бюджет компенсировал выпадающие доходы предприятий ЖКХ в связи с установлением предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги, убытками, понесенными из-за повышения стоимости мазута, издержками от продажи угля и предоставления услуг газоснабжения населению. Так, в 2008 году на эти цели в муниципальные районы было направлено 142 млн. рублей, в 2009 году - 51,5 млн. рублей.
В 2010 году Правительство Омской области сохраняет меры социальной поддержки при оплате коммунальных услуг в более высоких параметрах, чем это определено федеральным законодательством.
При установленном федеральном стандарте право на получение субсидий предоставляется в том случае, если оплата жилищно-коммунальных услуг превышает 22 процента от совокупного дохода семьи. В Омской области максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ не должна превышать 20 процентов от общего семейного бюджета. Еще меньшая доля - 18 процентов - установлена для одиноких неработающих пенсионеров, инвалидов.
За 2009 год субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили почти 49,5 тысячи семей на сумму свыше 374,8 млн. рублей. Льготы на оплату услуг предоставлены более 266 тысячам человек на сумму около 1,2 млрд. рублей.
М. Алешина.
комментарий
Ю.М. ИСАКОВА, главный экономист ООО "Исилькульская
тепловая компания":
- Норматив потребления тепловой энергии на этот год остался прежним, а тариф вырос на 20,7 %. Чем же обусловлено такое значительное повышение? Давайте постатейно посмотрим составляющие тарифа. Зарплата работников предприятия осталась на уровне прошлого года, повышение - 0 %. Общехозяйственные и цеховые расходы снизились на 2 %. Затраты на ремонт котельных и тепловых сетей урезаны значительно. А вот по статье "топливо" идет рост на 51 %. В том числе цена на уголь увеличилась на 14 %, на газ - на 26 %, а на мазут - на 81 % к предыдущему году. Этот скачок "съел" всю нашу экономию, несмотря на то, что за последние 5 лет количество мазута, расходуемого в течение отопительного сезона, нам удалось снизить с 10 тыс. тонн до 2 тыс. тонн. Кроме того, цена на воду, без которой невозможно производство тепловой энергии, выросла на 46 % , на электроэнергию для организаций - на 30 %, покупное тепло (от котельных Боевого и УХ 16/4) -
на 33 %.
То есть, рост тарифов ООО "Исилькульская тепловая компания" произошел исключительно за счет роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Наши тарифы утверждены Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 56/32 от 14 июля 2009 года с изменениями № 298/75 от 16 декабря 2009 года. Решения РЭК опубликованы в газете "Омский вестник" и на сайте РЭК. | |