Акты гражданского состояния – действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Таким образом, сам акт гражданского состояния, хотя и имевший место, не влечет возникновения у гражданина определенного правового статуса, только после регистрации данного акта в установленном законом порядке гражданин наделяется соответствующими правами и обязанностями. Так, с рождением ребенок приобретает такие важные права человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а вот государственная регистрация рождения как акта гражданского состояния позволяет ему приобрести уже права гражданина (например, быть наследником). Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении. Также с момента рождения человека определенным объемом прав и обязанностей наделяются его родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании и т.д. Опять же, родителями считаются мужчина и женщина, записанные в качестве отца и матери ребенка в записи акта о его рождении (независимо от того, являются ли они родителями биологическими или записаны в актовой записи о рождении по иным основаниям). Интересно, что к основаниям возникновения прав и обязанностей, возникающих после регистрации акта гражданского состояния, приравнены акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов ЗАГС.
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а регистрация таких актов граждан России, проживающих за пределами территории Российской Федерации, – консульскими учреждениями России. Государственная регистрация производится органом ЗАГС посредством составления соответствующей актовой записи, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Запись акта составляется в двух идентичных экземплярах. Первые экземпляры записей собираются в актовые книги и хранятся в органе ЗАГС по месту государственной регистрации акта гражданского состояния. Вторые экземпляры актовых записей хранятся в органе исполнительной власти субъекта РФ, отвечающем за организацию этого вида деятельности. Актовые книги хранятся в органах ЗАГС в течение ста лет со дня составления записей. По истечении указанного срока органы ЗАГС передают в государственные архивы собранные из первых экземпляров актовые книги, а книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению.
Таким образом, для получения справок и повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимо обращаться в орган ЗАГС по месту составления (хранения) первого экземпляра актовой записи.
В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган ЗАГС выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:
- лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
- родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
- родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;
- иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния. |
Под утратой следует понимать любое событие, повлекшее невозможность дальнейшего использования свидетельства.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:
- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;
- лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака. |
В случае, если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором хранится второй экземпляр актовой записи.
По просьбе указанных лиц им выдается документ (справка), подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
Лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения. В случае, если лицо обращается в орган записи актов гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается в ЗАГС по месту жительства заявителя. При выдаче повторного свидетельства в верхнем правом углу делается отметка «повторное». Бланк свидетельства заполняется в строгом соответствии с содержанием записи акта гражданского состояния на момент выдачи свидетельства с учетом имеющихся исправлений или изменений.
За выдачу справок и повторных свидетельств взимается государственная пошлина. За выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 100 рублей; за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов - 50 рублей. За выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.
От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния освобождаются:
1) физические лица: за выдачу свидетельств при исправлении и (или) изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением); за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий; за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц; за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке; проживающие за пределами Российской Федерации, включая выдачу справок и документов из архива; 2) органы управления образованием, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повторных свидетельств о смерти их родителей, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств. 3) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Документы (свидетельства, справки) из архивов органов ЗАГС на территории Российской Федерации граждане истребуют самостоятельно, указывая при этом в заявлении все необходимые сведения для поиска соответствующей актовой записи. В случае, если актовая запись в отношении лица составлена и хранится за пределами территории России, то в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 года в Минске, с заявлением об истребовании необходимого документа в соответствующий орган ЗАГС иностранного государства заявитель может обратиться как самостоятельно, так и через орган ЗАГС по месту его (заявителя) жительства. При составлении запроса органом ЗАГС об истребовании документов с территории иностранного государства, заявителем оплачивается государственная пошлина в размере 100 рублей.
Уважаемые жители Исилькульского района, по вопросам получения документов из архивов органов ЗАГС ждем Вас в департаменте ЗАГС – Исилькульский район по адресу: г. Исилькуль, ул. Советская, д. 87 А (тел. 23-361). Мы всегда рады Вам помочь!
О.В. СЕМЕНОВА,
советник по Исилькульскому
району Департамента ЗАГС Министерства
государственно-правового развития Омской обл |