Конкурс с таким названием объявляют РК профсоюза работников народного образования и науки и редакция газеты «Знамя»
В течение юбилейного года редакция нашей газеты реализует проект «Живем и помним», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Авторы материалов, созданных в рамках проекта, - не только корреспонденты газеты, но и наши читатели – ветераны войны, их родные и близкие, которым есть что вспомнить о тех годах, чем поделиться.
В качестве наших партнеров в создании проекта принимает участие Райком профсоюза работников народного образования и науки, объявивший конкурс «Война коснулась каждой семьи», посвященный 65-летию Победы и Году учителя в России. К участию приглашаются работники учреждений образования Исилькульского района. Предлагаем вам написать и представить в редакцию материалы о ваших близких, членах семьи, которых коснулась война, о педагогах – участниках войны, с которыми довелось работать.
В этом номере о своем отце И.П. Кульберге рассказывает Н.И. Горина, учитель истории специальной - коррекционной школы-интерната.
Боец
Иван Кульберг родился в крестьянской семье 15 сентября 1916 года в с. Копотилово Тюменской области. Его отец Петр Петрович, эстонец по национальности, был сослан в Сибирь за участие в революционной деятельности 1905 г. В 1928 году семья переехала в Новорождественку Исилькульского района. Окончив 8-летнюю школу, Иван поступил в педагогическое училище. После его окончания с 1936 года работал преподавателем русского языка и литературы, а 13 октября 1939 года был призван в ряды РККА. С октября 1939 г. по июль 1940 г. служил в 40-м артиллерийском полку (пулеметчик, зенитчик), принимал участие в войне с Финляндией. С июля 1940 г. по апрель 1941 г. – в отдельном зенитном дивизионе.
В 1941 году должен был демобилизоваться, но в июне началась Великая Отечественная война. С сентября 1941 года по апрель 1942 года Иван учился в танковом училище, после чего был направлен в действующую армию, назначен командиром орудия. Участвовал в боях при Корсунь-Шевченко, Сталинградской битве, которая длилась 180 дней и ночей. Отличилась дивизия, в которой сражался И.П. Кульберг, в Курской битве. Он был представлен к правительственной награде за участие в этих битвах. Армия погнала фашистов на запад, дивизия участвовала в освобождении родной земли, сражалась в Белоруссии, Украине. К осени 1944 года вся земля была освобождена от фашистских захватчиков. Государственная граница СССР была восстановлена на всем ее протяжении. Началось освобождение народов Европы от фашистского ига. Танкист Кульберг освобождал народы Польши, Чехословакии, Австрии и дошел до Германии. Фашисты были загнаны в свое логово - Берлин. Великий советский народ спас народы Европы от фашистского рабства.
Войну с Японией вели Америка, Англия и Китай. Советский Союз, верный своему союзническому долгу, в течение лета 1945 года перебросил войска на Дальний Восток. Танкист И.П. Кульберг поехал воевать с Японией. Красная Армия нанесла японцам сокрушительный удар. Военные действия Красной Армии продолжались 24 дня.
2 сентября 1945 года был подписан пакт о безоговорочной капитуляции Японии. Разгром Японии означал окончание второй мировой войны. Солдаты поехали домой. В сентябре 1945 года Иван Петрович вернулся домой. Он награжден медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги».
Учитель
Все началось с детства, а значит, - со школы. Те, кому за 50 лет, у кого есть дети и внуки и кто учился в средней школе № 2, помнят учителей-мужчин: Л.П. Бочкова, И.А. Федина - учителя математики, Л.Т. Кувшинова - учителя литературы, Э.Ю. Шуклиса - учителя немецкого языка, И.С. Петрищева - учителя пения, А.И. Ковача - учителя физкультуры, В.И. Госсена - учителя математики. И, конечно, И.П. Кульберга – учителя русского языка и литературы.
Сегодня много говорят о кризисе в школе, о конфликтах между учениками и учителями, о трудностях управления, о нежелании учеников учиться. Раньше вопрос об авторитете учителя не стоял, он был полным и непререкаемым. Самым страшным для ученика было, если за какие-то провинности родителей приглашали в школу. Мало того, что это был позор для ученика и родителей. Зачастую родитель, который сам еще не забыл своего обучения, учился у этого же педагога, и уважение к школе и учителю осталось у него глубоко в сознании. Понятно, что дома воспитание нерадивого школьника продолжалось возможно уже не педагогическими методами. Пяти минут разговора директора с учеником хватало для того, чтобы в дальнейшем плохое не повторилось. Что этому способствовало: его авторитет, уважение, страх ли, знание им всех уловок школьников? Наверное, и то, и другое, и третье. Но главное, свое обещание перед ним, как перед отцом, нельзя было не выполнить.
Иван Петрович посвятил школе, народному образованию более 40 лет. За свою долгую педагогическую деятельность он был учителем русского языка и литературы, заведующим РОНО, директором школы, завучем.
Иван Петрович строил новую среднюю школу № 2 и был ее первым директором. Отвечал за стройку школы, вникая во все строительные дела, отвечал за учебный процесс, руководил педагогическим коллективом, сам преподавал. И школа была сдана в срок. Какая была радость для местной молодежи! А как он вел свои уроки! Высокого роста, красивый строгой мужской красотой, в аккуратном костюме, рубашке с галстуком, который он мастерски завязывал. Что ему помогало, или армейская закалка, или крестьянская жилка - до войны он жил в большой крестьянской семье, где на земле работы хватало и где, как известно, день год кормит. Наверное, и то, и другое.
В свои уроки, в свое общение с учениками, учителями он вносил то, что делало его работу, жизнь не просто исполнением своих обязанностей, а превращало в духовный подвиг. Это становится понятным только сейчас, по истечении многих лет. Как-то в его бумагах я увидела письмо. Это был ответ на его стихи, которые он послал во фронтовую газету еще во время войны. Ответ был подписан поэтом Александром Твардовским, автором поэмы «Василий Теркин». Как знать, займись Иван Петрович серьезно литературным творчеством, может быть, стал бы писателем.
Работа преподавательская не оканчивается в школе. Уже дома - проверка диктантов и сочинений, составление планов уроков. А общественная работа! Он был лектором общества «Знание», приглашался на разные детские мероприятия как ветеран войны.
Семья Ивана Петровича состояла из любимой жены Татьяны Петровны и пятерых детей. Все пятеро получили высшее образование. Трое сыновей стали инженерами, одна дочь - врачом, вторая - это я - продолжила дело отца, стала педагогом. Сын - Дмитрий Георгиевич после окончания Омской академии физической культуры работает учителем физкультуры. Так что упало зерно в нужную землю, продолжается педагогическая преемственность уже внуков Ивана Петровича.
В Год учителя, очень многие педагоги заслужили своим каждодневным, кропотливым трудом, зачастую плохо оплачиваемым, но таким нужным, превратившимся в духовный подвиг, - признание общества.
Я думаю, что в Год учителя, в год юбилея Победы, заслуженно было бы поместить мемориальную доску на школе № 2 в память первого директора, Учителя с большой буквы Кульберга Ивана Петровича.
Пчеловод
Мне кажется, что когда в преклонные годы Иван Петрович наблюдал за пчелами, которые вылетали из ульев навстречу солнцу, а затем возвращались тяжело нагруженные данью, садились на подлетную доску, он вспоминал школу, учеников, которых вывел в люди, вспоминал все хорошее.
Выпускник СОШ № 2 1962 года А.А. Борисов посвятил И.П. Кульбергу такие строки.
На краю у полевого стана
Разбежались ульи торопливо,
Словно на картине Левитана,
Колосится
желтой рожью нива.
Пчелы дань пахучую степную
Тяжело несут в свои жилища,
Трудятся весь день
напропалую,
Будет и у них зимою пища.
Старый пасечник
в халате белом
Семьи неторопко проверяет.
Знают пчелы - это дед умелый, И его напрасно не ужалят. Дымарем он пользуется скупо,
Пообвык - рука не опухает.
Дымом пшикнет
лишь жена-старуха, Что ему в работе помогает.
Вечером,
едва проглянут звезды,
Чай попьет
он со своей старухой.
Ну, а уж когда нагрянут гости,
Угостит задорной медовухой.
Выпьет сам,
не мудрствуя лукаво,
Так сказать,
«без всяких эпиграмм»,
Как перед атакой пил, бывало, Фронтовых военных сто грамм.
В той войне ,
суровой и кровавой,
Много было бед и много ран,
Знает лишь земля,
и помнят травы,
Да и он - военный ветеран.
Перед сном
опять проверит пчел он.
И летки закроет напослед.
И уснет -
забот грядущих полон,
И жена ему накинет плед. |