- Вы из редакции? Тогда я к Вам с большими претензиями! Вот ребенок, - учительница выдвинула перед собой маленькую худенькую девочку с огромными глазами, - первое место завоевал на Всероссийском (!) конкурсе.
А вы про это одной строчкой написали!
Узнав, что я и пришла именно для того, чтобы поподробнее рассказать о Машеньке Цыгановой и других успешных учениках Школы искусств из Боевого, а также о самом педагоге, воспитывающем юные таланты, Галина Петровна Балаганская решительно заявила: - Обо мне писать незачем, мое время ушло, а о детях - обязательно. Я ждать не стала, сама тут кое-что написала, почитайте. - И она подала три листочка печатного текста, трогающего до слез.
"Мысли маленькой девочки из Боевого во время поездки на Всероссийский конкурс инструменталистов "Балтийское созвездие"
Конкурс - латинское слово, означает сход, стечение, столкновение. Музыкальный конкурс - это "сход", куда прибывают музыканты из разных городов, сел, областей. А если он носит звание "Всероссийский" и даже "Международный конкурс- фестиваль", то выступать на нем и почетно, и престижно, и… страшно.
Наше досье
Галина Петровна Балаганская,
13 ноября 1941 года рождения.
Окончила Омское музыкально-педагогическое училище № 3; Алтайский государственный институт культуры.
Работала преподавателем музыкального училища, завучем Омской музыкальной школы
№ 2, преподавателем музыкальной школы № 77, руководителем вокального ансамбля Дворца пионеров, заместителем директора Детского дома № 1, с 1989 года - преподаватель выездного класса Исилькульской школы искусств в п. Боевом.
Педагог высшей квалификационной категории, педагогический стаж 48 лет. Неоднократно выступала с методическими разработками на межзональных и областных педагогических чтениях, проводила
мастер-классы для педагогов из других районов области.
Ведет большую работу по музыкальному и патриотическому воспитанию в Боевой
средней школе.
В 2008 году стала стипендиатом Министерства культуры Омской области как результативно работающий педагог.
Неоднократно награждалась Почетными грамотами регионального Минкульта, в 2010 году - дипломом за высокопрофессиональную
подготовку детей к областному конкурсу пианистов, где сразу пять ее учеников стали
лауреатами.
Ежегодно ее ученики побеждают на зональных, областных конкурсах становятся стипендиатами Министерства культуры Омской области и районными стипендиатами. Трое учеников - Ольга Ольгина, Софья Попова и Жанна Гапешко удостаивались чести играть на концерте с Омским симфоническим
оркестром. Пятеро выпускников: А. Жердева, А. Краснов, Ю. Карева, Н. Ивина, Т. Цыганова продолжили музыкальное обучение и пошли по стопам любимого педагога. |
Страшно, что соперничать предстоит с музыкантами, играющими на разных инструментах: скрипке, аккордеоне, виолончели, ксилофоне, саксофоне, домре, а то и сразу на двух-трех-четырех инструментах.
Тем более страшно, если знаешь, что конкурсанты приехали из ведущих музыкальных школ, что их учат маститые, прославленные педагоги, что они уже выступали на сценах Санкт-Петербурга, Москвы, Зальцбурга, Рима…
Особенно страшно, когда видишь конкурсантов, которым двадцать и тридцать лет.
И уж совсем страшно от того, что в жюри сидят сразу три профессора и один доцент!
Очень страшно маленькой пианистке из небольшого поселка, знающей, что конкурс - это соперничество, а за ним - победа или поражение! И уж тем более жуть берет, если конкурс уже начался, а ты едешь по скользкой, расквашенной дороге в автобусе, который постоянно останавливается, потому что дорога длинная, у кого-то из детей болит голова, кому-то плохо. Трясет так, что кажется вот-вот из головы вытряхнет не только нотные значки, которые нужно расшифровать игрой на рояле, но и сами мозги вытряхнет этот несносный автобус!
Но, с другой стороны, вытрясти знания и умения, приобретенные многочасовыми занятиями, не так-то просто. Занятия, занятия - будь они неладны, эти занятия! Все бегают, прыгают, просто гуляют, у них мультики, каникулы, воскресенья!.. А тут Бах, Бетховен, Черни, Гайдн. Фамилии какие-то необыкновенные! И лица... На портретах в кабинете музыки строгий, неулыбчивый Бах, недосягаемый Моцарт! Парик на голове! Жабо! Бах играл в соборах по 16-18 часов на органе - большущем инструменте, который не поместится даже в школьном интернате, если разгородить там все стенки. Там, в органе, труб только более 10 тысяч.
Впрочем, Бах только на портрете строг, но, говорят, он был добряк, неуклюжий, неповоротливый. А как играл! Вот его "Сольфеджио". Его предстоит исполнить сегодня на конкурсе. Строгая пьеса из трех разных частей, две страницы текста, оттенков надо сделать целую кучу, чтобы пьеса зазвучала по-баховски. Что там еще говорил педагог? А, эти си бемоль-ми бекар-фа диез. И играть аллегро. Да знаю я все это! Нужно только не забыть целую ноту в левой руке, да правой сыграть "дольче", как скрипки, которые и смеются, и плачут, а иногда и пальчиком погрозят.
Думает, думает девочка из Боевого. Как жалко, что мамы нет рядом! А кто косы заплетет и завяжет бантики? И программа у нее такая взрослая. Ее играют пятиклассники, а она учится еще в третьем. Но требования, программные условия никто не отменит. И строгое жюри никто не заменит. И время конкурса никто не перенесет.
Ах, это время! Если бы его было побольше! Можно было бы повторить один... нет, два, а лучше три пассажа - эти тридцать вторые, которые встречаются в "Ариэтте" Скултэ (ну и фамилия же у композитора!). Как в этих быстрых звуках отразить Горе? Печаль? Слезы бедного сердца? Как это сделать мне, 9-летней девочке? Меня любят все, и я всех люблю! Какая печаль? Какие страдания?! Но композитор оставил нам, его потомкам, эту ариэтту - пьесу-страдание, и мне нужно музыкальными звуками передать его эмоции слушателям…
Только бы не забыть в автобусе сменную обувь и сумку с едой. Хоть бы одним глазом дали взглянуть на рояль! А стул? Где взять стул, если его не будет на сцене?!
Думает, думает девочка. И трясется в автобусе. Трясется от страха перед грядущим выступлением на Всероссийском конкурсе, перед строгим жюри. Да что жюри! Главное, чтобы в Боевой, в свою школу привезти какую-нибудь награду! Иначе, как смотреть в глаза Галине Петровне, Тимофею, Петруньке, Даниилу, Маркусу, всем-всем?!
Мужайся, Мария! Смелей, Машутка! Вперед, девочка! Играй, моя милая!
И она вошла в зал: строгая, серьезная, взрослая. И вышла на сцену: маленькая, потерянная, робкая. Положила руки на холодные клавиши. И... зазвучал, запел рояль, закапали слезы, засмеялись, переговариваясь, клавиши. Маленькая девочка играла Баха. Маленькая пианистка интерпретировала Скултэ. И Марию слушали. Слушали все! Никто не отрывал взгляда от маленькой пианистки, от ее коротеньких, еще слабых пальчиков! А они творили чудо! Чудо-Музыку!
Все! Все кончено! Неплохо! Кажется, неплохо сыграно, без ошибок, как учила Галина Петровна. Как чувствовало мое сердце. Только бы поскорее уйти со сцены!
Домой возвращалась Мария Цыганова - лауреат Всероссийского конкурса, победитель Международного конкурса-фестиваля "Балтийское созвездие". Первое место среди 63 конкурсантов. Единственное первое место, которое на всем конкурсе присуждено жюри ей - Марии Цыгановой!
А дальше? Дальше вновь многочасовые занятия, строгие возгласы педагога: "Не та нота!", "Не тот звук!", "Считать надо правильно!", "Надо заниматься больше, Мария!", "Нужно соответствовать, Мария!"
Занимайся, Мария! Соответствуй, Мария! Здоровья и удачи тебе, милая девочка!"
Что добавить к этому повествованию, говорящему об авторе больше, чем любые самые лестные отзывы коллег и самая ошеломляющая статистика ежегодных творческих побед ее учеников? Только то, что боевчанам очень сильно повезло, что более 20 лет назад в их поселок приехал такой человек - Галина Петровна Балаганская, которая не учит детей музыке - она ими живет.
Светлана ТАРАСОВА.
|