Учителем нельзя стать, им надо родиться. Мне кажется, эти слова про меня. С самого рождения я мечтала быть учителем, беря пример со своей матери. Из детских игр в школу и учителя незаметно перешагнула к настоящему делу.
1970 год – выпускной вечер в школе, радость и грусть, надежды и волнения – смогу ли я поступить? И восторг – ура, получилось! Правда, не с первого раза. 1972 год – я студентка первого курса Омского государственного пединститута имени Горького. 1977 год – в руках диплом, в котором чёрным по белому написано: учитель химии. И вновь волнение – ведь это уже не игра, в моих руках судьбы мальчишек и девчонок из СПТУ-28, которых мне предстоит многому научить. 2010 год – позади 33 года работы – срок немалый. Давно бы пора привыкнуть. А не получается. С волнением каждый день бегу в училище. Стараюсь добиться, чтобы мой предмет был самым интересным, так как «химию уже затем учить надо, что она умеет творить чудеса». Учу детей, а вместе с ними и сама учусь. Моё жизненное кредо – не переставать учиться! Я считаю, что это особенно важно для педагога, ведь эффект авторитета носит временный характер. Задача учителя, его миссия – сеять доброе в пределах вечного. 33 года работаю классным руководителем. Стараюсь, чтобы во взаимоотношениях с ребятами было меньше формализма, больше человеческого общения.
Моя педагогическая концепция:
- развитие познавательной активности и положительной мотивации к учению каждого учащегося;
- индивидуальный подход к конкретному подростку с учетом его познавательных способностей и особенностей;
- использование любых традиционных и нетрадиционных технологий и методов обучения для достижения учебной, развивающей и воспитывающей целей профессионального образования;
- сочетание профессионализма с гуманизмом в обучении;
- использование потенциальных возможностей предмета в освоении профессии;
- понимание и восприятие нестандартных ситуаций только с положительными эмоциями.
XXI век диктует свои условия: инновации, новые педагогические технологии, информационные системы, что позволяет химии быть опорой для профессионалов, а не набором формул. Самое главное сказать себе: «Я хочу, я могу, я знаю, как добиться результата». В минувшем учебном году у нас в училище прошел конкурс «Педагог года», в котором мне удалось стать победителем. И особая удача – то, что мои взгляды разделяют и поддерживают в моей семье.
С 1978 года бок о бок со мной работает в ПУ-28 преподавателем сельхозмашин муж Анатолий – моя надежда и опора. По нашим стопам пошли и сыновья: оба окончили Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Дима уже 8 лет работает в Исилькульском детском доме воспитателем, а Алеша в нашем училище преподает физкультуру.
Недавно подсчитала: общий педагогический стаж нашей династии 165 лет! Мама, Людмила Степановна Щелокова, была директором Исилькульской восьмилетней школы № 2, до пенсии работала учителем географии в школе № 3. И у нее, и у старшей сестры, Ларисы Алексеевны Евтушенко, всю жизнь проработавшей преподавателем труда и технологии в школе г. Омска, по 35 лет стажа. У младшей, Валентины Алексеевны Головенко, – 21 год работы в профессиональном училище Таганрога. У обеих сестер дочери окончили пединститут.
Все знают, что учитель – это работа на все 24 часа в сутки, да и тех катастрофически не хватает. И всё-таки я стараюсь выкроить время для любимых увлечений. Для меня это – создание уюта в доме, люблю отдыхать на природе, люблю, когда вся семья собирается вместе, просто люблю находить в жизни маленькие чудеса и от души им радоваться. Никогда не унываю, верю, что всё самое лучшее ещё впереди!
Говорят, педагог – не Бог,
Человек не святой – простой.
Не на небе – а на Земле,
И не светит во мгле.
Но не верю я в эту ложь –
Как сердца у детей зажжёшь,
Если сам не горишь огнём,
А живёшь одним днём?
Как ты взглянешь в глаза детей –
Этих ангелов и чертей,
Если пламя в твоей душе
Не бушует уже?
Я хочу, как огонь, гореть,
Чтобы души детей согреть,
Путеводною став звездой,
Повести за собой.
Т. ОБЛОВА. |