Пересечь Государственную границу – это не выйти на соседнюю улицу за хлебом. Само собой разумеется? А практика показывает, что некоторые наши
соотечественники именно так легкомысленно относятся к этой процедуре. О правовой наивности и ее цене рассуждает руководитель службы пограничного
контроля Пограничного управления ФСБ России по Омской области полковник Сергей Логвинов.
- Сергей Михайлович, весна-лето – традиционно «горячее» время на границе. Обычно в этот период увеличивается поток граждан, желающих выехать за рубеж. Как Вы оцените ситуацию в нынешнем году?
- Действительно, с приходом теплого сезона нагрузка на пограничников несколько увеличивается. Но для нас это не будет неожиданностью, мы к этому готовы. На омском участке сегодня действуют восемь пунктов пропуска. В них, во-первых, служат высокопрофессиональные сотрудники, способные быстро и качественно осуществлять пограничный контроль в жестком режиме цейтнота. А во-вторых, все пункты пропуска оснащены современным оборудованием, специальным программным обеспечением. Мы стараемся максимально оптимизировать всю процедуру.
- И все же без «неприятных» ситуаций на границе не обходится…
- Пусть статистика скажет сама за себя. Всего за год через пункты пропуска проходит около двух миллионов человек. И более полутора тысячам граждан пограничники вынуждены отказывать в пропуске по различным причинам. Цифры звучат сухо, а на деле каждая конкретная ситуация - это огромный стресс. Представьте себе: человеку, проделавшему путь до пункта пропуска, имеющему планы, договоренности, потратившему в конце концов деньги, говорят «нет». И теряются деньги, время, сгорают турпутевки.
- Почему отказывают в пропуске через границу чаще всего?
- Я бы назвал основной причиной элементарную правовую неграмотность. То есть граждане не удосуживаются познакомиться с законодательством. Вот и возникают проблемы с неисправностью документов или их отсутствием вообще. Люди, например, искренне удивляются, что несовершеннолетних граждан – детей – нельзя вывозить за границу без нотариально оформленного согласия родителей. И для бабушек-дедушек исключения в законе не делаются! Каждый, перед тем как отправиться за рубеж, может и должен познакомиться с правовой базой. Кроме того, за информацией можно обратиться непосредственно к экспертам Пограничного управления. Справку вам дадут по телефонам 799-888, 799-889. А многие едут, буквально надеясь на авось. Таков, к сожалению, русский менталитет.
- Говоря о менталитете, не могу не обратиться к «национальной» русской беде: проблеме коррупции. Каковы, на Ваш взгляд, ее истоки, и традиционное «что делать?»
- Борьба с коррупцией в пунктах пропуска - сегодня одно из приоритетных направлений работы. Мы боремся за чистоту наших рядов, и, надо признаться, что результаты есть. Сегодня ужесточился отбор на должности, сопряженные с коррупционной опасностью. С сотрудниками систематически проводится информационно-воспитательная работа. Эффективность доказал механизм ротации кадров. В профилактических целях мы практикуем перевод сотрудников в другие подразделения, даже в другие субъекты Федерации, не даем кадрам «засиживаться».
Но ведь нельзя забывать, что у коррупции две стороны. Есть вымогатель, а есть взяткодатель. И оправдывать последних никто не будет. Для них предусмотрена статья 291 Уголовного кодекса РФ.
- На омской границе бывали случаи уголовного преследования по этой статье?
- В конце 2010 года срок за попытку дачи взятки пограничнику получил уроженец Таджикистана. Он предложил взятку контролеру КПП «Исилькуль», сотруднику Пограничного управления ФСБ России по Омской области за то, чтобы тот проставил оттиски дата-штампа в миграционных картах на себя и еще нескольких своих соотечественников. Таким образом взяткодатель пытался решить проблему незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Однако пограничник доложил о предложении непосредственному начальнику.
В этом случае преступник вполне осознавал, на что идет. А некоторые подвергают себя опасности все из-за той же правовой неграмотности.
- Что должны знать граждане, пересекающие границу?
- Во-первых, ВСЕ процедуры пограничного контроля сотрудниками проводятся бесплатно. Абсурдно предлагать взятку за то, чтобы въехать на территорию пункта пропуска, получить миграционную карту или пройти контроль вне очереди. Более того – это опасно. В каждом пункте пропуска ведется видео- и аудиозапись. О предусмотренной уголовной ответственности я уже говорил.
Во-вторых, при любом незаконном, по мнению гражданина, действии сотрудника гражданин имеет право потребовать пограничника представиться, предъявить жалобную книгу, сообщить номера телефонов, по которым можно подать заявление. Со всей ответственностью могу заверить, что ни одна жалоба не игнорируется. В отношении каждого (!) заявления проводится разбирательство, заявителю направляется письменный ответ. Отмечу, что анонимные жалобы не рассматриваются. По вопросам собственной безопасности, в целях выявления фактов коррупции, других противоправных действий должностных лиц пограничных органов вы можете обратиться по телефону доверия – 55-64-74.
А вообще, все участники процесса пересечения Госграницы как внутри, так снаружи кабины пограничного контроля, прежде всего люди, члены нашего общества. Поэтому борьба с коррупцией должна быть системной, комплексной работой. Только так мы в итоге придем к тому, что во всем мире называют цивилизованным гражданским обществом.
- Спасибо за беседу.
Беседовала
Ксения ГРАЧЕВА.
Обсудить [5] |