За несколько веков до появления на месте сегодняшнего Городища казахов-кочевников здесь уже проживали люди. Об этом говорят небольшие рукотворные курганчики и следы жизнедеятельности в земных слоях. Но кто были эти люди и почему оставили эти края – вопрос малоизученный.
Только в XVIII веке после основания Омской крепости и нескольких казачьих редутов и крепостей вдоль русла речки Камышловки здесь появились русские люди, и стала развиваться европейская цивилизация. Жизнь заставила заниматься ремеслами: появились гончары, плотники, кузнецы, сапожники, портные, кирпичных дел мастера, знатоки животноводства, огородничества и ведения домашнего хозяйства.
Особенно бурно стало все развиваться с конца XIX – начала XX веков в связи с постройкой Транссибирской железной дороги и основания станции Исиль-Куль. Сюда из Центральной России, Украины, Белоруссии и других мест хлынул большой поток безземельного крестьянства, и на сотни километров вокруг станции было заложено множество сел, деревень и хуторов, в том числе в 1895 году – поселок Городище, основанный пензенскими переселенцами из Городищенского уезда.
К 20-м годам в Городище, как и в соседней Павловке, насчитывалось более сотни дворов. В Павловке работала ветряная мельница, в Городище – паровая. Омский завод Рандрупа снабжал население плугами, боронами и другим инвентарем. Поступала техника и заграничная: американские сенокосилки Деринга, Маккормик и Адриан-Плац, позже – лобо-грейки, самосброски, сноповязалки и молотилки с приводом лошадьми по кругу и даже брички на железном ходу.
Перед коллективизацией в 30-е годы особенно много завезли этой техники, и она продавалась по доступной цене и даже по льготному кредиту. Крестьянство жадно хватало технику, облегчающую труд.
Бывший пленный поляк Ермолович и Юрий Макаров, проживавшие в Городище, прослышали где-то, что скоро всю технику отберут, и продали свою молотилку. А большинство крестьян не поверили этим слухам, им было не понять, как могут отобрать нажитое честным трудом, такого на своем веку они даже не слышали. Не поверили, так как не знали марксистско-ленинской науки о переходе общества к общегосударственной собственности, и что с октября 1917 года человечество стоит на пороге новой эры.
К 30-м годам в стране носителем частной собственности оставалось только крестьянство, так как фабрики, заводы, пароходы и другие предприятия уже были национализированы и «отданы» рабочим. Поэтому партия большевиков приняла решение провести коллективизацию на селе и тем самым переделать вечную психологию тяги крестьянства к частной собственности.
В этой ситуации интересен пример Ермоловича. Как бывший пленный, он, естественно, считался неимущим бедняком, входил в комитет бедноты и активно участвовал в продразверстке 1919-21 годов, изымал хлеб у крестьянства.
В Городище жили три брата Чубиковых, работали совместно, были дружными, амбар ломился от хлеба. Во время продразверстки они повесили на амбар большой замок и ключи забрали с собой в поле. Комитетчики во главе с Ермоловичем предупредили женщин: через день придем изымать излишки хлеба, чтобы ключи были дома. Но предупреждение не подействовало.
– Ключи у мужиков в поле, они домой не приезжали, – ответила одна из жен.
– Сбивай замки, выгружай, – скомандовал Ермолович. И хлеб у Чубиковых был отобран.
Здесь уважаемому читателю невредно поразмыслить о психологии человеческой: когда касается других, то государственное мероприятие с насилием Ермолович и комитетчики посчитали правильным, а когда коснулось своей молотилки, то надо ее поскорее продать и деньги в карман – это моя собственность.
Коллективизацию проводили по ленинскому кооперативному плану под лозунгом гражданской войны: «Кто не с нами – тот против нас» и сталинским высказыванием: «Железной рукой приведем крестьянство к счастью».
Ермолович и Макаров оказались правы – всю технику и живность пришлось сдать в колхозы. Мужики были в недоумении, кое-кто говорил, что это ненадолго, и скоро все раздадут назад. Старались работать на своих лошадях, беречь свою технику. Но через 2-3 года техника была добита, а на смену ей стали появляться государственные трактора и комбайны из машинно-тракторных станций (МТС).
В 1930 году в Городище проведена полная коллективизация, было организовано пять колхозов: им. Ленина, «Новый сибиряк», «Авангард», им. Пугачева и им. Стеньки Разина. Но колхоз им. Разина, объединивший десяток дворов, через полгода влился в основные из-за своей малочисленности. В послевоенные годы городищенские колхозы им. Ленина и «Авангард» объединили, оставив за хозяйством имя вождя революции, а им. Пугачева влился в «Новый сибиряк». Через пару лет их опять объединили в один – им. Ленина. В конце пятидесятых годов в связи с укрупнением хозяйств городищенский и часть павловского (им. Ворошилова) колхоза были переданы совхозу «Лесной» – отделение «Дружное». В 1960 году на базе этого отделения была организована Сибирская опытная станция масличных культур. Земли бывших павловских колхозов, расположенные с восточной стороны трассы Исилькуль-Полтавка, были переданы совхозу «Боевой»
В 1937 году по Городищу прошли репрессии. Врагами народа объявили Кувшиновых Ивана и Тимофея, Сафронова Мирона, Садкова Гордея. Иван Кувшинов работал кузнецом – забрали ночью и с концом. Гордей Садков вернулся домой через 10 лет. У Мирона Сафронова жена Настасья Сергеевна работала в школе учительницей, ее уволили с работы как члена семьи врага народа. Она пошла в колхоз разнорабочей. Но вскоре в райком ВКП(б) вызвали председателя колхоза Лященко: ты почему жену врага народа пригрел? И тот был вынужден попросить ее больше не выходить на работу, «иначе я догоню вашего Мирона». Настасья Сергеевна стала работать по дворам, шила кое-что для односельчан, а потом, по слухам, уехала в Иркутск.
Эти воспоминания, касающиеся лишь небольшого промежутка жизни наших земляков, записаны со слов городищенского старожила Ивана Федоровича Вдовина. Раньше интерес к своим корням, к истории родного края не очень-то приветствовался, и подробной летописи городищенского житья-бытья не существует. В настоящее время государство через наши школы старается возродить интерес к истории малых городов, сел и даже исчезнувших поселений.
И мне хочется обратиться к нашему подрастающему поколению: изучайте историю, расспрашивайте своих бабушек и дедушек об их прежней жизни, о судьбах их знакомых. Ведь не зря говорят: без знания прошлого не может быть будущего. В истории нашей страны столько славных и горьких страниц, противоречивых и до сих пор до конца не осмысленных, из которых нам необходимо извлекать уроки, чтобы брать лучшее и не совершать новых ошибок.
А. ДРЫГА. |