- Александр Леонидович, накануне 1-го сентября расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как выглядит система образования Исилькульского муниципального района.
-А.Л. Семенов: В новом учебном году в 30-ти школах района будут обучаться 5 718 учащихся, 568 из них впервые сядут за парты. 18 учреждений дошкольного образования сегодня посещают 1138 детей, 239 занимаются в группах кратковременного пребывания, открытых при школах. Выполняя поручение Губернатора Омской области Л.К. Полежаева, в детских садах в этом году откроем дополнительно 300 мест. Все учреждения образования готовы к началу учебного года, в них сделаны косметические ремонты. В системе образования района работают 698 педагогических работников, из них почти 69 % имеют квалификационные категории, 33 награждены знаком «Почётный работник общего образования РФ», 28 - знаком «Отличник народного образования», двое являются победителями областных профессиональных конкурсов педагогического мастерства: И.И. Селецова, воспитатель детского сада № 2, и В.И. Родионов, директор Лесной средней школы. Благодаря имеющемуся педагогическому потенциалу уровень качества образования в районе каждый год повышается.
По итогам прошлого учебного года 23 выпускника награждены медалями «За особые успехи в учении» и 10 обучающихся 9-х классов получили аттестаты особого образца. Успешно справились с государственной (итоговой) аттестацией в формате ЕГЭ 99,67 % наших выпускников, что выше прошлогоднего показателя (97%) и среднего областного (99,37%). Образовательная политика направлена, прежде всего, на реализацию основных направлений модернизации системы общего образования, на реализацию национальной образовательной инициативы, выдвинутой Президентом РФ. Д.А. Медведевым. Это подразумевает достижение нового современного качества образования через эффективное управление, формирование комплекса условий для обеспечения доступности качественного образования, на поступательное развитие образовательной сферы и ориентацию на соответствие образовательных услуг сегодняшним требованиям общества, текущим потребностям территории.
- В рамках модернизации образования много делается для того, чтобы создать в школе условия, отвечающие современным требованиям к образовательного процессу. Каково положение с финансовым обеспечением этих направлений?
А.Л. Семенов: Модернизация системы образования страны – процесс длительный и дорогостоящий. Но уже в этом новом учебном году в рамках комплекса мер по модернизации образования школы нашего района получат из федерального бюджета 10 млн. 443 700 руб., эти деньги пойдут на обновление материально-технической базы. Финансовые средства поступят в каждую школу пропорционально количеству обучающихся.
Материальный ресурс
В рамках проекта по модернизации образования,
реализуя Постановление Правительства РФ № 436
от 31.05.2011 г. «О порядке предоставления
в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на модернизацию региональных систем общего
образования» из федерального бюджета регионам выделяются субсидии на модернизацию общего образования. Размер субсидии субъекту РФ определяется на основе количества школьников и уровня бюджетной обеспеченности региона. Исилькульский МР уже в 2011 году получит из федерального бюджета
10 млн. 443 700 руб. Средства будут потрачены:
на приобретение оборудования – 9 640 025 руб.;
на пополнение фондов школьных библиотек –
280 179 руб.; на развитие школьной инфраструктуры – 40 000 руб.; на модернизацию базовых школ путем создания в них центров дистанционного обучения – 633 000 руб.; на мероприятия по энергосбережению
в системе общего образования – 167 000 руб. |
Педколлективы самостоятельно уже определили, на что потратят деньги: кто-то будет закупать оборудование для школьных лабораторий, спортивный инвентарь, другие - обновлять компьютерное оборудование, учебно-наглядные пособия. Впервые для первоклассников будут приобретены комплекты, состоящие из конторки и массажного коврика, кроме того, все первоклассники получат новые бесплатные учебники и сядут за новые парты.
В дальнейшем мы намерены активно участвовать в федеральных целевых программах и рассчитываем на поступление средств федерального бюджета на капитальный ремонт зданий и другие цели.
- Всех участников образовательного процесса в новом учебном году ожидает немало изменений. Какие из новшеств Вы считаете наиболее важными для учеников, для учителей?
А.Л. Семенов: Самое основное - с 1 сентября 2011 года все школы района переходят на новые образовательные стандарты. В течение прошлого учебного года два учреждения - Солнцевская средняя школа и Водянинская основная - были пилотными по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования. Цель - отработка механизма внедрения ФГОС перед массовым переходом на них всех школ. В связи с переходом школы самостоятельно разрабатывают свои образовательные программы с учетом потребностей учеников и их родителей.
В соответствии с принятием Закона № 83-ФЗ появятся три типа учреждений: казенные, бюджетные, автономные. Все общеобразовательные школы и станция юных техников будут отнесены к казенным учреждениям. Бюджетные – детские сады и остальные учреждения дополнительного образования - получат большую финансовую свободу, они будут финансироваться, исходя из норматива на одного ученика, и смогут самостоятельно зарабатывать деньги. Появятся большие возможности распоряжаться средствами и эффективно их расходовать. Осуществлять свою деятельность бюджетные учреждения будут в соответствии с муниципальным заданием, ориентированным на результат. Все это, в конечном итоге, будет работать на повышение качества образования.
Завершена работа по переходу на новую модель аттестации учителей. Расширены рамки мониторинга учебных достижений учащихся, результаты которого учитываются при аттестации. То есть качество образования ежегодно будет контролироваться, и требования качества будут предъявляться ко всем участникам образовательного процесса.
- Наряду с гарантиями получения определенного набора знаний, образовательные учреждения должны гарантировать безопасность для своих учеников. Насколько этому вопросу уделяется внимание в наших образовательных учреждениях?
А.Л. Семенов: Я с вами абсолютно согласен, родители, отправляя ребенка в школу, должны быть уверены в его безопасности. Здания школ в нашем районе построены в основном в 70-80-х годах прошлого века, есть и более ранней постройки, требуют серьезного ремонта и реконструкции, а значит, и солидного финансирования.
В этом году по поручению Губернатора Омской области Л.К. Полежаева при поддержке заместителя председателя Правительства, министра образования Омской области И.А. Прозоровой выделено 46 млн. 200 тыс. руб. из областного бюджета и около 2 млн. руб. из муниципального на ремонтно-восстановительные работы в Исилькульском общеобразовательном лицее. Кроме того, ведутся работы по укреплению несущих конструкций в средней школе № 2.
Все запланированные работы будут выполнены в срок, и 1 сентября эти учебные заведения начнут работать в обычном режиме. Управление образования и руководители образовательных учреждений особое внимание уделяют противопожарной безопасности. Закуплены новые и перезаряжены огнетушители, во всех образовательных учреждениях района произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, проведены лабораторные испытания электропроводки. Ведется работа по восстановлению ограждения территории и наружного освещения учреждений. В Солнцевской и во всех городских школах заключены договоры на установку кнопки экстренного вызова полиции.
В районе ежегодно разрабатывается план-задание по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в котором определены нормы противопожарной, антитеррористической безопасности, санитарно-гигиенические нормы. По оценке комиссии, в которую входили представители надзорных служб, план подготовки образовательных учреждений к новому учебному году в основном выполнен.
- Сейчас во многих СМИ идет активное обсуждение нового проекта закона «Об образовании в РФ», в обществе существуют противоречивые оценки этого законопроекта, часть населения настроена резко отрицательно. Каково ваше мнение?
А.Л. Семенов: Действительно, суждений, порой самых противоположных, много. Но я убежден, что новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» крайне необходим. С ним связаны надежды на серьёзные изменения в сфере образования, на построение современной системы образования, позволяющей с уверенностью смотреть в будущее.
Несколько акцентов. У всех ребят дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования - формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть не просто гарантировано, а обеспечено. Каждый ребенок уникален, и у каждого дошкольника должны быть возможности хорошо начать обучение в школе.
Поэтому в дошкольном образовании предлагается также ввести федеральный государственный образовательный стандарт, возможно, исключив из него требования к результатам освоения образовательных программ.
Школьники должны получить реальную возможность выбора учебных курсов в образовательном учреждении, обучения в дистанционном режиме в другом образовательном учреждении, изучения специальных учебных предметов или углублённого освоения традиционных курсов. Поэтому в законопроекте предусмотрены нормы о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса, сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Выбор образовательных ресурсов должен быть кардинально расширен. Чем богаче образовательная среда, тем больше возможностей получить качественное образование. Именно поэтому в законопроекте появились нормы, регулирующие использование, наряду с печатными, электронных образовательных ресурсов и сервисов. В законопроекте предусмотрены электронные процедуры подачи заявлений и организация документооборота в системе образования в целом.
Залогом построения системы образования, позволяющим нам с уверенностью смотреть в будущее, должно стать формирование в общественном сознании позитивного отношения к профессии педагога.
С этой целью закрепляются положения, определяющие статус педагогических работников, в том числе, все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки; вводятся определения основных принципов и гарантий их деятельности, включая нормы оплаты труда; закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам в этой сфере.
- Александр Леонидович, даже судя по нашему короткому разговору, впереди у педагогов, учеников и родителей серьезная, напряженная работа. Ваши пожелания всем накануне нового учебного года.
А.Л. Семенов: Педагог новой школы должен обладать высоким профессиональным мастерством, уметь создавать ситуацию успеха для ребенка, для развития его личности. Желаю педагогам и учащимся быть здоровыми, активно взаимодействовать, овладевать знаниями, обогащать свой опыт в творческой и созидательной деятельности, успехов и благополучия всем! |