В школах России действует новая система оплаты труда учителей, согласно которой их зарплата состоит из трех частей: выплат по должностному окладу, выплат компенсационного характера и стимулирующих. Новая система предполагает повышение зарплаты учителям в зависимости от результатов труда. Этой цели служит, главным образом, третья составляющая. Она ориентирована на стимулирование учителя к качественному труду и поощрение за качественно выполненную работу.
Выработать критерии для предоставления стимулирующих выплат – такую задачу должна решить самостоятельно каждая школа. О том, как подходят к ее решению в МОУ «Украинская СОШ», мы беседуем с ее директором Г.П. Осиповой.
Корр.: Галина Петровна, для начала попрошу вас вкратце обрисовать, что представляет собой на сегодняшний день Ваша школа?
Г.П. Осипова: Это средняя школа, в которой учится в настоящее время 254 ученика плюс еще 15 учащихся 1-4 классов в Новодоновском структурном подразделении. Коллектив состоит из 25 учителей непосредственно в Украинке и 2-х в Новодонке. Есть еще вожатая, лаборант, библиотекарь, завхоз, секретарь, повара, водители. Весь коллектив – более 40 человек.
Корр.: Когда Вы осуществили переход на новую систему оплаты труда?
Г.П. Осипова: Приказ был подписан в марте 2010 года, а непосредственно по критериям работаем с 1 января 2011 года.
Корр.: Как разрабатывались критерии и какой подход вы применяли?
Г.П. Осипова: Исходили из того, что учителя нужно заинтересовать, поощрить тех, кто работает качественно, добросовестно, творчески, любит и умеет участвовать и побеждать в конкурсах. Ведь именно для этого предусмотрены стимулирующие выплаты. Разрабатывала критерии комиссия в составе директора, заместителей и председателя профкома. Долго и сложно это было. Самое сложное – сделать так, чтобы критерии начали работать. Когда разработали вариант, озвучили его на педсовете. Были разные мнения, выслушали, постарались учесть.
Корр.: Для примера расскажите, как применяются критерии.
Г.П. Осипова: Например, успешная сдача ЕГЭ по итогам года, победы на олимпиадах, в различных конкурсах, соревнованиях - учитываем призовые места школьников на районном и областном уровнях. В этом году ученики учителя физкультуры Алексеева Константина Анатольевича имеют 9 призовых мест на районных соревнованиях в разных видах спорта. Конечно, педагог, подготовивший их, заслуживает поощрения.
Учитываем подготовку школьных мероприятий. Поощряется классный руководитель, если по итогам года в его классе хорошо организован учебно-воспитательный процесс, оценивается, были ли конфликтные ситуации и как они разрешались, как налажено горячее питание.
Смотрим на учителя как на методиста. У нас есть педагоги – руководители районных методобъединений, групп проблемных лабораторий. Конечно, нагрузка у них больше. В критериях отражаем еще и владение информационно-коммуникативными технологиями. Есть группа учителей, которые проводят уроки в виде мультимедийных презентаций, подготовка к уроку идет с помощью Интернета. Есть педагоги, которые публикуются в сети и получают сертификаты. Новое явление - интернет-конкурсы, телекоммуникационные проекты. В прошлом учебном году два наших педагога - Т.Ю. Зонова и Л.В. Засыпкина – участвовали в телекоммуникационном проекте с группой ребят. Получили сертификаты и дополнительные баллы для назначения стимулирующих выплат.
Корр.: Как Вы считаете, успеваемость школьников может быть одним из критериев?
Г.П. Осипова: Здесь очень сложно все учесть, уйти от субъективности. Качество знаний по предмету в классе, уровень обученности школьников учителя указывают в своих отчетах. Но ведь классы разные, дети в них разные – есть сильные, есть слабее. Важно учесть динамику развития каждого ученика: насколько он продвинулся вперед или насколько он стабилен в овладении знаниями. Думаю, над этим нам еще придется поработать.
Корр.: А стаж, многолетний опыт работы может добавить учителю баллов?
Г.П. Осипова: На мой взгляд, на первом месте должна быть все-таки эффективность. Не всегда большой стаж определяет учителя как профессионала. Есть молодые учителя, которые имеют высокие профессиональные качества, очень хорошо владеют и классом, и знаниями, работают творчески, инновации внедряют.
Корр.: Как происходит распределение выплат?
Г.П. Осипова: Этим занимается комиссия. В ее составе администрация школы, представители профкома и педагогического коллектива. По каждому критерию своя система баллов.
Корр.: Учителя вашей школы уже почувствовали, что стимулирующие выплаты отразились на их зарплатах?
Г.П. Осипова: Конечно, те, у кого есть результаты, уже почувствовали. Появляется заинтересованность в том, чтобы работать лучше, быть активнее.
Корр.: Можно ли считать, что система критериев в Украинской средней школе уже сложилась и в ближайшее время не произойдет никаких изменений?
Г.П. Осипова: Система сложилась, разработанное в нашей школе положение о системе оплаты труда прошло процедуру регистрации в районном Управлении Министерства труда и соцразвития. Многое у нас получилось, но в течение последующего времени будем смотреть, как работают критерии, изучать мнение коллектива, учитывать все факторы. Вероятнее всего, постоянно будут вноситься изменения.
По данным регионального Министерства
образования, средняя заработная плата учителей в Омской области в первом квартале 2011 года
составляла 12 465 рублей, с 1 апреля она увеличена на 10%. Еще одно повышение – сразу на 30% -
произойдет с начала учебного года.
Теперь и у самих учителей есть возможность
повлиять на повышение своих доходов, раскрывая при этом свои лучшие профессиональные качества.
Елена ОБАЕВА. |