В судьбе жительницы Исилькуля Пелагеи Степановны Бедной (в девичестве Монастырской) было немало удивительных, знаковых событий, узнавая о которых невольно хочется воскликнуть: «Ничего себе!».
Например, когда в 1935 году в Барабинске 18-летняя Поля Монастырская пришла работать на железную дорогу, она была первой женщиной в этой отрасли. «Просто я железную дорогу любила, у меня отец железнодорожником был. А людей не хватало, и начальник меня, молодую, здоровую, без вопросов принял, сначала разнорабочей, потом смазчицей, потом осмотрщиком вагонов», – объясняет она. В 1942 году она первой из женщин была назначена старшим осмотрщиком вагонов на Омском отделении железной дороги.
И в том же военном году случился эпизод, о котором потом писали даже в областной газете. «Зимой 42-го года Сталин приказал немедленно доставить из Сибири в Москву эшелон угля, потому что под угрозой остановки был какой-то военный завод, – вспоминает Пелагея Степановна. – Кого послать? Так как я была в почете, работала на станции Исилькуль без единого замечания, меня назначают старшим поездным мастером. Еще дают 13 девушек: два повара, два кондуктора, а остальные должны были обеспечить круглосуточную охрану и рабочее состояние эшелона. Загрузили углем 60 вагонов-хопров, прицепили для нас пассажирский вагон, и мы поехали. Маруся Мокова, подружка моя из Омска, сменяла меня – половину суток одна смена работает, потом другая. До Москвы немного не доехали, как нарочно, в колесной паре выбоина большая. Я даю телеграмму. К следующей станции подъезжаем – там уже ремонтники стоят с новой колесной парой. Быстро поменяли, дальше поехали.
Как приехали в Москву, паровоз сразу спрятали, чтобы его не разбомбили. Нас покормили хорошо, дали отоспаться и на следующий день повезли в Кремль. Сам «всесоюзный староста» Калинин нас встречал, каждой руку жал. Хвалил очень: «Вот сибирячки молодцы, такие красавицы, умницы, из такой дали приехали, чтобы нам помочь!». Ну, и я выступила, сказала, что смотрели тщательно, чтобы ни один вагон в дороге не отцепили. Нам вручили премии и по отрезу на платья. А поскольку уголь в той ситуации на вес золота был, в газете потом так и написали, что 14 девчонок доставили в Москву «золотой эшелон».
В трудовой книжке Пелагеи Степановны об этой поездке тоже есть запись: «30 марта 1942 г. Благодарность за добросовестную работу в рейсе Омск-Москва-Омск». Есть там и еще немало записей о премиях, благодарностях, Почетных грамотах, награждении знаком «Отличный вагонник» в 1944 году, медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейными медалями.
В августе 1945 года Пелагея Степановна Монастырская вступила в партию, не раз избиралась депутатом Исилькульского городского Совета. Работала на железной дороге до ухода на пенсию в 1972 году.
Железнодорожником был и ее муж Степан Севастьянович Бедный, с которым они поженились в 1946 году, прожили вместе 56 лет, воспитали двух хороших сыновей. Степан Севастьянович немного не дожил до своих 90 лет. Пелагее Степановне идет 96-й год (родилась она 1 мая 1917 года, но в паспорте записали дату рождения – 1 июня 1917). Она сама себе готовит, стирает, поддерживает порядок в квартире, любит, когда приходят гости. Шутит: «Я бы и сегодня на железной дороге работала, если б годы не давили».
Дорогая Пелагея Степановна, от всей души желаем, чтобы Вы не ощущали груза лет, крепкого Вам здоровья, хорошего настроения и неугасающего жизнелюбия на долгие-долгие годы!
Светлана ТАРАСОВА. |