Два театральных события, достаточно неординарных для нашего города, случились в октябре и стали поводом для встречи нашего корреспондента елены обаевой с режиссерами двух народных театров – Исилькульского и Называевского.
Событие первое Исилькульский народный театр подал заявку и был приглашен к участию в Межрегиональном фестивале «Неделя экспериментального театра», в шестой раз состоявшемся в Омске. Об этом – наша беседа с режиссером театра Алексеем Акуленко.
В порядке эксперимента
ие Исилькульского народного театра в ежегодных «Театральных встречах» - это традиция. Но как Вам удалось попасть на «экспериментальные подмостки» межрегионального масштаба?
- По совету С.П. Денисенко, члена экспертного совета фестиваля, мы подали заявку в оргкомитет, предоставили фотографии и видео своего спектакля «Добрые люди» по пьесе М. Тульчинской, участвовали в конкурсном отборе. Честно говоря, не знаю критериев отбора, но мы получили приглашение.
Для нас это был третий спектакль (два играли в Исилькуле). Он был другим, мы играли не на своей площадке. Фестиваль проходил в ДК им. Малунцева, но не на основной сцене, а на маленькой, камерной, где зритель находится совсем рядом с актерами. Соответственно и спектакль получился камерный. Пришлось здорово изменить и сценографию, и мизансцену, и актерскую технику. Нам было интересно сыграть именно камерный вариант, потому что пьеса достаточно драматичная, а при работе актеров в шаге от зрителя интересно смотреть на реакцию.
- Работать на такой площадке - это проще или сложнее?
- С одной стороны, проще тем, что актер быстрее устанавливает контакт со зрителем. Может работать на каждого. Но и ответственность выше. Для нас в этом и состоял эксперимент. Само участие в таком фестивале было экспериментом. А для актеров это настоящее испытание, работать глаза в глаза очень сложно.
- Как считаете, справились?
- На мой взгляд, выступили достойно. Хотя конкурировать на равных с коллективами из Москвы, Екатеринбурга, других регионов, даже любительскими, нам сложно. И омичи были очень сильные.
- Наверное, Вам было интересно не только «себя показать», но и «на других посмотреть», получить какой-то полезный опыт? Что произвело наиболее сильное впечатление?
- Вот, например, творческое объединение «Два театра» представило «Ромео и Джульетту» по Шекспиру в очень оригинальном прочтении. Или коллектив из Екатеринбурга - театр «ОСТ» со спектаклем «Спичечная фабрика», получивший гран-при. Пьеса написана специально для этого театра участницей их коллектива в современном жанре «вербатим» или «театр-док». Это такое современное течение, в основе которого максимальная достоверность. Как документальное кино. И прямое общение со зрителем. Зрители еще рассаживаются по местам, а спектакль уже идет. Спектакль достаточно тяжелый, пьеса написана по мотивам четырех реальных уголовных дел, вопросы поднимаются очень злободневные. Впечатление от него сродни потрясению. Сама структура, техника очень интересны.
- Хотите попробовать?
- Не знаю. «Вербатим» - это настолько реалистично, тяжело воспринимать. В ближайшее время нет особого желания делать что-нибудь подобное. Может быть, это из-за остаточного впечатления. Наш спектакль ведь тоже достаточно драматичный. Убийств нет, но смерть присутствует.
- А почему Вы такую пьесу выбрали – трудную и для сценического воплощения, и для зрителей?
- Мы знали, на что шли. Тут есть предыстория. Мы в этом сезоне лишились нескольких актеров-мужчин. Искали пьесу на четырех актрис. Пьесы такие, конечно, есть, я искал, читал… Именно эта пьеса как-то сразу взяла и не отпустила.
И, на мой взгляд, наши четыре актрисы с ней справились. Все они люди увлеченные, незаурядные, талантливые. В обычной жизни они далеки от сферы культуры. Все пришли в театр в разное время, но уже довольно давно. Это такое боевое ядро, на которое я как режиссер всегда могу положиться.
- Алексей Анатольевич, Ваше участие в фестивале как-то было отмечено жюри?
- Мы получили специальный приз жюри - диплом за верность традициям своего Учителя. Для нас это очень высокая награда. Так уж вышло, что весь сезон у нас посвящен памяти Николая Самуиловича Глевского. Театр своим существованием обязан ему. Практически не проходит и репетиции, чтобы мы не вспомнили о нем, не процитировали. Он был веселый человек, жизнерадостный, мог зарядить своей позитивной энергией всех. Конечно, нам его очень не хватает.
- Над следующим спектаклем уже работаете?
- Сейчас идет такой подготовительный этап, поиск подходящего материала. Очень хочется комедию. Классическую. Недавно посмотрели спектакль называевцев, это еще больше укрепило нас в желании обратиться к классике. Замечательно они сыграли, и по сценографии хорошо решили! Они нашего зрителя просто взяли и держали весь спектакль.
- Классическую пьесу без мужчин Вам вряд ли удастся поставить…
- Конечно! Поэтому, пользуясь случаем, хочу пригласить в театр всех, кто чувствует в себе силы, желание, потребность в самопознании, потому что играя роль, узнаешь себя, получаешь самовыражение, удовлетворяешь духовные потребности. Хочется отметить, что это еще и большой труд, потому что подготовка спектакля – это серьезно и долго. Мы с удовольствием примем в свои ряды увлеченных, интересных, творческих людей. И это касается не только мужчин.
От души хочу пожелать землякам желания ходить в театр. Приходите зрителем, приходите актером. Мы вас ждем.
Событие второе В нашем городе со спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» побывал Называевский народный театр. Свой гастрольный показ называевские артисты посвятили памяти Н.С. Глевского. После спектакля сказать несколько слов читателям нашей газеты любезно согласился режиссер Юрий Авдеев.
Аплодисменты – великая награда
- Поездку в Исилькуль мы начали с посещения историко-краеведческого музея, где работает экспозиция, посвященная жизни и творчеству Николая Самуиловича Глевского. Сделали это и для того, чтобы почтить память человека, которого мы все знали и очень ценили, и чтобы проникнуться, почувствовать особую театральную атмосферу, которую всегда нес с собой этот человек.
Этот спектакль юбилейный, нашему народному театру исполнилось 50 лет, хотя еще в 20-х годах в Называевске был драматический кружок, с которого все и началось. Пьесу Гоголя для юбилейной постановки выбрали не случайно. Во-первых, хотелось задействовать всех актеров, наш основной костяк, которому нужно было выплеснуть эмоции. А вторая причина – наш театр всегда ставил много классики. В этом году у нас открылся после реконструкции Дворец культуры. Хотелось, чтобы зритель пришел на яркий, смешной костюмированный спектакль, который, в то же время, несет в себе философскую идею, заставляет задуматься. «Женитьба» - это ведь очень мудрая и тонкая пьеса, комедия здесь не на поверхности, а внутри.
Работа над спектаклем велась в течение года. Два-три раза в неделю люди после работы репетировали, уделяя этому по два часа личного времени. И все это для того, чтобы зритель нашел в своем графике два часа свободного времени, чтобы пришел и поаплодировал самодеятельным артистам. Это очень важно для них, аплодисменты – это великая награда.
Спектакль мы четырежды сыграли на своей сцене, побывали в Азово на областном фестивале, выступили в Крутинке, а теперь и в Исилькуле. Планируем еще поездку в Любино. Вот такой выдался гастрольный тур.
В самое ближайшее время начнем работу над очередным спектаклем. Думаю, на этот раз будет что-то из современной драматургии. Скорее всего, драма, но, возможно, с элементами трагикомедии.
Ждем в гости исилькульских актеров. Они обещали показать на нашей сцене свой спектакль. Уверен, называевские зрители примут его так же тепло, как сегодня приняли нас исилькульцы.
|