25 июня состоялась пресс-конференция Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Виктора Назарова. В ней приняли участие представители федеральных, региональных, районных электронных и печатных средств массовой информации. Губернатор в течение часа общения с журналистами ответил на самый широкий круг вопросов.
Недавно состоялась Ваша встреча с Президентом. О каких проблемах шла речь, какие Президент Вам задавал вопросы? - Встреча состоялась в Кремле, в рабочем кабинете Владимира Путина. На повестке дня стоял отчет о социально-экономической и политической ситуации, перспективах развития, исполнении майских указов.
Президента интересовало, насколько трудно сегодня исполнять бюджет в том формате, который определяет Правительство РФ. Для меня это была знаковая, ответственная встреча. Кроме того, личное общение с главой государства - это возможность внести свои предложения.
Разговор касался развития высоких технологий на территории региона. Обсуждался также вопрос о регистрации одного из крупнейших промышленных холдингов на нашей территории. Я обратил внимание Президента: из 14 наших промышленных предприятий, занимающихся производством военной продукции, 9 входят в вертикально-интегрированные холдинги, и все налоговые поступления уходят по месту их регистрации. Владимир Путин считает, что предложение имеет смысл обсуждать, и дал соответствующее поручение.
- Прошло два года с тех пор, как Вы стали Губернатором. Что удалось сделать за это время?
- Мы определили для себя такие приоритеты, как развитие дорожной и инженерной инфраструктуры, создание инновационных и технологических технопарков. Среди тех показателей, которые были достигнуты, можно отметить рост валового регионального продукта, повышение рождаемости в регионе. Одна из точек роста - развитие малого бизнеса. Важно для нас и сокращение дефицита бюджета: увеличение доходной части и уменьшение расходной.
- Кто будет достраивать объекты, запланированные к 300-летию Омска, которыми занимался «Мостовик»: метро, Красногорский гидроузел, Западный обход? Будет ли регион искать другого подрядчика? - На Западном обходе работа возобновлена «Мостовиком». Понимаем, что время по Западному обходу упустили, постараемся достроить. Сроки перенесутся на 2-3 месяца. По другим объектам будем принимать принципиальное решение после того, как будет назначен арбитражный управляющий. С ним будем отрабатывать варианты взаимодействия. На конец месяца назначено судебное заседание о банкротстве «Мостовика». Здесь самое сложное – это потеря сроков. Мы понимаем, если мы разорвем контракт с «Мостовиком», то это новые торги, новые сроки, откатимся на целый год.
- Вы обратили внимание на такую категорию, как сироты Великой Отечественной войны. Предполагаются ли какие-то новые льготы, и планируете ли Вы выходить с законодательной инициативой, чтобы ввести дополнительную категорию на федеральном уровне? - Категория «сироты Великой Отечественной войны» - очень сложное понятие для региона и для всей страны, поэтому Правительство РФ не пошло на определение этого термина. Сразу возникает вопрос о сиротах финской войны, войны с Японией. Это очень сложная ситуация и в моральном, и этическом плане, и в самом подходе к этому термину. Нельзя обижать людей, потому что они действительно пострадали в войну. Мы прорабатываем вопрос оказания разовой финансовой помощи ветеранам, инвалидам, вдовам и сиротам войны к 70-летию Победы. Всё будет зависеть от возможностей бюджета.
- В Любинском районе построена дорога к деревне, где проживает 60 человек. В городе дороги очень низкого качества. Не хватает средств в городском дорожном фонде. Минтранс России рекомендует региональным властям увеличивать отчисления в дорожные фонды. Будет ли этот вопрос рассматриваться в будущем году? - По закону, даже если в деревне проживает один человек, мы обязаны к ней провести дорогу, свет и воду. Власть должна заботиться о каждом гражданине. Любинский район - перспективный, развивающийся. Если мы создадим там инфраструктуру, в селах появятся люди. За городские дороги душа болит не меньше, прорабатываем вопрос, сколько сможем дополнительно выделить средств. Думаю, на следующем заседании Законодательного Собрания он будет решен. Также рассматриваем вариант решения дорожной проблемы совместно с «Газпромом». Может, следующую социальную программу посвятим дорогам Омска.
- В рамках оптимизации омского метро рассматривался проект соединения путей с трамвайной линией - метротрам. Нужны большие финансовые вложения в реконструкцию трамвайных путей. Какой проект будет принят окончательно? - Метротрам обойдется в 10-12 миллиардов рублей. Это наполовину меньше той суммы, которая нужна для окончания строительства метро. Но и это колоссальные деньги. До конца года мы проработаем этот вопрос с Министерством транспорта РФ. Если деньги выделят на переформатирование метро, то начнем с восстановления и ремонта трамвайных путей. Если этих денег в полном объеме не дадут, то придется строить за счет бюджета Омской области. Будем тогда сжимать проект и оставлять в эксплуатации то, что сделано.
- Когда Вы пришли два года назад, то хотели начать с того, чтобы создать в регионе хороший инвестиционный климат. Изменилось что-то за два года? И о кредите доверия. Когда Вы выступали в мае 2012 года, Вы сказали, что кредит доверия населения у Вас на год, на это рассчитываете. Что дальше? - Когда мы пришли, нас начали упрекать, что мы везде ездим, участвуем во всех выставках, форумах. Мы тогда считали, что нужно заявлять об области везде, где только можно. Потом, когда проанализировали работу, сделали вывод, что не всегда выставки, презентации и форумы дают эффект, который необходим. Поняли, что лучше работать с каждым инвестором в индивидуальном порядке.
О кредите доверия. Трудно говорить, какой он у меня. Все мы читаем рейтинги, которые составляют разные фонды. Я не знаю, насколько они объективны. Все, что необходимо для того, чтобы кредит доверия остался на том уровне, который необходим для развития региона, я делаю. А как это оценивают, вам легче судить.
- Год назад утверждена Стратегия развития региона. Как Вы оцениваете ее реализацию? Один из механизмов развития – кластеры. Можно сказать, когда они начнут работать? - Концепции трех кластеров уже разработаны. Нефтехимический утвердили на инвестиционном совете. Он предполагает переработку нефтепродуктов, создание нового направления – газохимии, выпуск полистирольной и полимерной продукции. Были проведены консультации с руководителями всех наших предприятий нефтехимии. Все единодушно подтвердили, что готовы войти в кластер. А мы готовы предоставлять все условия для работы: выделять земельные участки с инженерной инфраструктурой для технопарков, участвовать в организации взаимодействия между предприятиями. По истечении года понимаем: где-то мы допустили ряд ошибок, которые притормаживают работу Стратегии. Мы возлагали большие надежды на Корпорацию развития, но она проявила медлительность в работе.
- Каждый год область сталкивается с такими напастями, как пожары, нашествие клещей, сейчас вот - шелкопряд. Борьба с ним - это задача муниципалитета или облправительства? - Я всех глав муниципальных образований предупреждаю о том, что мероприятиями, которые необходимы, чтобы снизить риски возникновения пожаров, должны заниматься они. Но бюджеты муниципалитетов не так наполнены, как хотелось бы. Областной бюджет может взять на себя эти затраты только если наступает чрезвычайная ситуация. Если мы из резервного фонда истратим денежные средства на предотвращение, то это будет нецелевое использование. Это парадокс бюджетной системы. Сегодня муниципальные образования должны справляться сами, это их прерогатива.
- Два года назад в числе своих приоритетов Вы называли бездефицитный бюджет и снижение госдолга. Насколько сейчас удалось реализовать эти планы? Есть надежда, что госдолг Федерация простит? - Кода приходишь на новое место работы, все в радужных красках, кажется, что ты реализуешь все планы, но время все расставляет по своим местам. Те полномочия, которые РФ спускает на регионы и при этом не обеспечивает их финансирование, тяжелым грузом ложатся на бюджет. Он уже у нас был с долгом - порядка 18 млрд. рублей. Нагрузку на бюджет наложили майские указы Президента. На их ежегодное финансирование необходимо около 6 млрд. рублей. Мы для себя определили, что первое, чем мы должны заняться в этом году, - это снижение расходной части бюджета. Но она на 85% состоит из социальных программ. Прорабатываем варианты дальнейшего снижения затратной части на содержание аппарата. Если Правительством РФ не будет принято решение о межбюджетных трансфертах, замещении банковских кредитов на кредиты Министерства финансов, то тяжело будет всем регионам, в том числе и нам.
Подготовила Тамара КОВЛЯГИНА. |