Восьмиклассница Баррикадской средней школы Маргарита Шестухина уже несколько лет изучает историю родного края. «Меня очень интересует история деревни Ксеньевка, - говорит девушка. - Здесь родилась моя мама и жили мои предки-переселенцы». Этой теме Маргарита посвятила исследовательскую работу «Утраченные перспективы развития села Ксеньевки» для участия в XVI областной краеведческой конференции «Летопись сибирских деревень». Исследование Маргариты Шестухиной легло в основу материала, который мы сегодня представляем нашим читателям.
Изначально село Ксеньевка имело хорошие перспективы развития, и если бы не настроения в обществе в начале ХХ века, то развивалось бы оно по более благоприятному сценарию. Информацию об истории села я искала в источниках из Государственного исторического архива Омской области, Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Интернета, знакомилась с воспоминаниями старожилов Ксеньевки, изучала семейный архив.
Преселенцы
Село Ксеньевка возникло на участке Большой Кундыгуль. Он был образован в 1894 году, заселение началось в 1895-м, тогда же было образовано сельское общество. Общая площадь участка - 6587 десятин, число душевых долей - 384.
В числе первых поселенцев были и мои предки: глава семьи - мой прапрапрадед Моисей Исаевич Логвиненко (1865-1947 г.р. ), его жена Матрена, их дочь Александра и мой прапрадед - их сын Лаврентий.
Приехали они из Черниговской губернии, из местечка Красный Колядин. В Ксеньевке у Моисея и Матрены родились еще дети: Елена, Иван, Василий.
Мой прапрапрадедушка Моисей был человеком честным, верующим, трудолюбивым. Он работал лесником. Старшие из моих родственников говорят, что Моисея за его отношение к работе, к людям уважали и в Ксеньевке, и в других окрестных деревнях не только при жизни, но и далеко после смерти.
Выходцы из Черниговской губернии поселились на одной улице, которую назвали Соколовкой в честь нескольких семей Сокол, самых многочисленных из прибывших в 1895 году. Из Золотоношского уезда Полтавской губернии тоже переселилась в Ксеньевку большая группа людей. Полтавчане поселились на одной улице, которую назвали Золотоновкой.
В Ксеньевке были еще две большие улицы: Солоновка и Кутолуповка, которые появились позже и были заселены вперемежку выходцами из Черниговской, Полтавской, Херсонской губерний и Области Войска Донского. Кроме этого, в Ксеньевке было три Каргата (дальние улицы) и один Хутор. По национальности все переселенцы были украинцами и говорили на украинском языке.
Они привезли с собой тягловую силу, а также имели большие семьи, где трудоспособных членов семьи было более двух. Таким образом, первые жители Ксеньевки имели хорошие перспективы для материального благополучия в будущем. Для этого им нужно было приложить свои собственные силы для освоения целинных земель, разумно воспользоваться всеми льготами, которые им предоставляло государство, а также они имели некоторые свои собственные накопления, которые привезли с собой.
Выносливости, смелости и трудолюбия первым поселенцам не занимать. Я горжусь, что среди этих людей были и мои предки.
В честь царевны
Свое название Ксеньевка получила в честь царевны Ксении Александровны.
В жизни Ксении Александровны Романовой в 1894 году случилось замечательное событие – венчание. Она вышла замуж за великого князя Александра Михайловича. В качестве великой княгини занималась благотворительной деятельностью, состояла попечительницей Ксениевского института благородных девиц в Санкт-Петербурге. В годы Первой мировой войны Ксения Александровна, как и другие женщины Императорской фамилии, участвовала в акциях милосердия. Находясь в Петрограде, она возглавляла госпиталь раненых и выздоравливающих воинов.
Можно предположить, что переселенцы знали о венчании царевны, потому и получила новая деревня такое «царское» название. Скорее всего, власти в дореволюционной России отслеживали развитие «царских» селений и, в случае каких-либо неудач, неурожаев, шли навстречу их жителям. Считаю, что жителям Ксеньевки не составляло большого труда взять у государства ссуду на льготных условиях, получить отсрочку в платежах, т.к. в противном случае риск нищенского существования селения увеличивался, а это вряд ли устроило бы царские власти.
Без всякого сомнения, поселенцы использовали все предоставленные им шансы на благополучную, обеспеченную жизнь. К 1904 году в Ксеньевке были 122 хозяйства, хлебный магазин, 4 колодца (но только 1 годен для питья), 7 ветряных мельниц, бакалейная и мануфактурная лавочки. Недалеко расположенное соленое озеро Эбейты давало доход как курорт, в 1902 году здесь было 150 приезжих дачников, плативших до 4 и 6 руб. в месяц.
Одним из показателей благосостояния селения является наличие в нем школы. В Ксеньевке школа была открыта через 7 лет после образования самого села. В описании поселков за 1904 год о Ксеньевской школе сказано: «Одноклассная министерская. Учится 40 человек. Деревянная, под железной крышей. Прекрасная обстановка, новые парты, круглые картины, библиотека большая. Молитвы поют. Священник посещает 3 или 4 раза в год». Ксеньевцы заботились о школе - наряду с церковью, она была центром духовного воспитания детей.
Все это свидетельствует о том, что селение Ксениевское благополучно развивалось в те времена.
Ветры перемен
После гражданской войны ценностные ориентиры государства изменились.
По итогам переписи 1926 года в «Списках населенных мест Сибирского края» записано: «Ксениевка (Кундугуль, Аксеновка), сельский совет, школа, 1 лавка, 203 двора, 1173 чел.» Почему не указана церковь? Ведь в 1926 году она была еще действующей!
С первых лет поселения ксеньевцы ходатайствовали о постройке у них церкви. Но здание церкви было построено только в 1915 году. Об этом я узнала из переписки жителей села с Духовной Консисторией. Точно знаю, Николаевская церковь была действующей в 1934 году из документа о закрытии церкви в с. Васютино, в котором сказано, что «остатки верующих могут исправлять свои религиозные надобности в церкви одинаковой ориентации в с. Аксеновке в 10 км…», т.е. в Ксеньевке.
Документов о ликвидации Николаевской церкви с. Ксеньевки не нашла. Но есть основания полагать, что церковь была действующей до конца сороковых годов ХХ века.
В 1937 году житель Ксеньевки Сокол Евсевий Иванович, 1865 года рождения, был арестован и расстрелян. Он был церковным старостой (или входил в церковный совет). Предполагаю, что в 1937 году церковь хотели закрыть, а Е.И. Сокол выступил открыто против ее ликвидации. Есть свидетельства старожилов о том, что в 40-х годах в церкви служба уже не велась, но тайно совершались обряды крещения детей. Предполагаю, что Баррикадский сельский совет, в состав которого входит Ксеньевка, передал здание церкви под клуб в конце 40-х – начале 50-х годов.
Весной 1928 года 16 семей из ближайших сел решили на совершенно пустынном месте организовать коммуну для совместного проживания и труда. Назвали ее «Баррикады». Как символ борьбы за новую крестьянскую жизнь.
В период укрупнения колхозов село Ксеньевка не стало центром колхоза, несмотря на то, что было большим, богатым, хорошо обеспеченным естественными водоемами. Оно стало одним из отделений в составе вновь образованного укрупненного колхоза с центром в с. Баррикада.
Постепенно уничтожалось красивое, большое, богатое село Ксеньевка. Власть не могла простить ее жителям, что свое село они назвали в честь Ксении Александровны Романовой, что несколько лет упорно добивались, чтобы в селе была церковь, что, когда повсеместно закрывали церкви, жители Ксеньевки свою церковь отстояли.
Сегодня
В настоящее время деревня Ксеньевка входит в состав Баррикадского сельского поселения.
В Ксеньевке, по данным 2012 года, проживает 140 человек (51 двор), в Баррикаде - 993 человека (292 двора). Некоторых улиц в Ксеньевке уже нет, а те, что остались, носят другие названия.
В 2012 году Ксеньевской школе исполнилось бы 110 лет, если бы ее не закрыли в 2006 году.
Можно с уверенностью утверждать: село Ксеньевка изначально имело хорошие перспективы для развития. Здесь жили крепкие, выносливые трудолюбивые люди, они имели большие земельные наделы, получали государственную поддержку (ссуды, отсрочки, льготы). Давали преимущества и статус «царского» селения, а также наличие церкви и школы, отсутствие винной лавки, близость озера Эбейты. Но нестабильность, перемены в обществе, которые произошли в начале ХХ века, стали препятствием на пути благополучного развития села.
В моих фантазиях я представляю Ксеньевку большим селом, где есть санаторий с грязелечебницей на берегу соленого озера Эбейты, хорошая дорога с асфальтовым покрытием, церковь Николая Чудотворца, в центре села – памятник Ксении Александровне Романовой, фонтан, большая школа, больница и многое другое. |