Начался новый учебный год, так что самое время возобновить вести наш психологический дневник. Тем более что ситуации, которые мы вместе рассматриваем на его страницах, взяты не с «потолка», а из обычной жизни.
Не оставайтесь с трудностями наедине. Нужна поддержка или совет – звоните по «Телефону доверия» 20-455; понедельник, среда, пятница, с 17 до 20 часов. Пишите на электронный адрес - telefondoveriya.isilkul@mail.ru.
Мы ждем Ваших звонков и писем.
Ваш психолог «Телефона доверия» |
Не секрет, что многим ученикам и родителям сентябрь несет с собой не только радость от встречи со школой, но и головную боль: слишком хлопотное это дело – учеба.
Тревогу одной из мам, позвонившей на «Телефон доверия», наверняка разделяют большинство родителей первоклассников:
«Мой сын идет в первый класс. Переживаем за него всей семьей. Вдруг «не потянет» школьную программу, или не сумеет найти общий язык с учителем и другими детьми? 7 лет ему исполнится только в декабре…»
Почему-то родители, особенно молодые, упорно хотят видеть своих детей взрослыми. Вот и отдают их в школу с 6-летнего возраста. Самые распространенные объяснения на этот счет: «он же уже выпустился из садика, чего год терять…», « соседский ребенок - одногодка идет в школу и наш пусть идет», «он (она) очень хотят учиться, пока желание не пропало, пусть идет в школу…».
Начнем с того, что для учебы ребенок должен быть зрелым не только физически, но и психологически. Энергии много, концентрации внимания никакой, память нуждается в тренировке, да и на фоне прекрасной осенней погоды размышлять в четырех стенах о серьезных вещах вообще не получается – вот типичный психологический портрет первоклассника. Не зря же именно семилетний возраст ученые давным-давно установили как наиболее благоприятный для начала школьной жизни. Да и о предстоящей службе в армии родители, которые рано привели сыновей в школу, явно не думали. А вот еще несколько советов для родителей первачков:
- выбирайте не только школу или учительницу, но и программу, по которой будет обучаться Ваш ребенок. Обсудите с психологом его потенциальные возможности. Вы должны четко понимать, что Вы с малышом «потянете», а что нет. А для этого знать разницу, к примеру, между «Бунеевской программой» и «Гармонией». Посоветуйтесь с более опытными родителями, которые уже прошли «начальный этап», и будьте готовы пройти курс обучения заново вместе с ребенком. Наверняка без Вашей помощи ему будет не обойтись;
- установите контакт с первой учительницей. На несколько лет она станет главным человеком в жизни вашего ребенка. Узнайте о требованиях к нему как к ученику, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Также обсудите с учителем будущего соседа по парте. Это важно для адаптации первоклассника. Умный, но слишком активный, будет мешать, как, впрочем, и со средними способностями, но задиристый;
- хвалите Вашего ученика и поощряйте даже за малейшие успехи, чтобы желание учиться сохранялось у него как можно дольше!!!
«Внук перешел в шестой класс. Пятый еле закончили. Учиться не хочет, уроки без взрослых не делает. Обязательно нужно, чтоб кто-то над душой стоял…Спрашиваю, кем хочет быть, – не знает. Хотя среди его друзей много таких, кто свои проблемы решает сам и уже видит себя в будущем. Словом, для кого-то начинается учебный год, а для нас – каторга…»
К сожалению, потеря интереса к учебе в среднем звене весьма распространенное явление. Причины могут быть разными. Самое элементарное – ребенку надоело учиться, как нам надоедает изо дня в день мыть посуду, или есть одно и то же блюдо, или носить одну и ту же одежду. (К сожалению, к школе принцип разнообразия неприменим. Конечно, многое зависит и от учителя – к одним педагогам на уроки ребята ходят с удовольствием, занятия других пропускают или откровенно на них бездельничают. Но это уже другая тема). Да еще этот рисковый подростковый возраст, когда физиологические изменения напрямую влияют на поведение!
Словом, от взрослых требуется набираться терпения, откладывать другие дела и учиться вместе с ребенком. И в процессе не читать нотации, а разговаривать о жизни, о профессиях, которые существуют на свете, и о том, кем бы мог стать Ваш человечек в будущем. Расскажите ему о его способностях и возможностях, о том, кем хотели стать в детстве Вы, и что из этого получилось. Это очень редкий случай, когда с детства ребенок выбирает профессию и идет к своей цели. Во всяком случае, среди моих друзей и родственников таких случаев не было. Дети все разные. Кто-то учится сам, а кому-то нужно составлять компанию! К примеру, мы с дочерью уроки делали вместе вплоть до старшей школы…Словом, на этом этапе важно не потерять контакт с ребенком, и все постепенно наладится.
А вот о проблемах 11-классников мы поговорим отдельно. Как настроиться на ЕГЭ и успешно сдать его под прицелами видеокамер – читайте в следующей статье.
|