Несколько лет назад, случайно глянув в окно, Раиса Александровна Караченцева увидела, как из легковой машины вышли незнакомые женщина и солидный мужчина с большой коробкой конфет и букетом цветов и направились к ее дому. «Адрес перепутали», – решила она, поспешив к дверям, чтобы разъяснить ошибку. Но мужчина с улыбкой произнес: «Раиса Александровна, Вы меня не узнаете?» И его голос сразу всколыхнул память.
Валера! Мальчик с тоненькой шейкой, который совсем не умел улыбаться, ни с кем не хотел разговаривать, очень трудно привыкал к жизни в Исилькульской школе-интернате, где дисциплина была почти армейской: вовремя встать, заправить койку, умыться, пойти в столовую, на уроки, после обеда – на самоподготовку… И все это всем классом, под постоянным контролем воспитателей, учителей. «Как ему помочь?» – мучилась Раиса Александровна, приглядываясь к замкнутому пареньку. Заметила, что он постоянно что-то рисует в тетради. И когда классу нужно было выпустить стенгазету, подошла к нему: «Валера, выручай, кроме тебя никто рисовать не умеет!» Перед подведением итогов смотра-конкурса газет попросила пионервожатую подготовить на призы что-нибудь для рисования, надо, чтобы у парнишки был свой инструментарий. Потом на линейке объявили, что их газета заняла, кажется, второе место. Валере вручили коробку красок. И в классе учительница сказала ребятам: вот видите, Валера у нас все помалкивает, но когда потребовалось, он постоял за честь коллектива. Те отреагировали одобрительным гулом, и парнишка заулыбался, оттаял…
– Спасибо Вам, Раиса Александровна, – поблагодарила при знакомстве Валерина жена, тоже учительница. – Он сейчас в колхозе на хорошем счету, знатный механизатор, а если бы его тогда из деревни от пьющей матери не вытащили, ничего доброго бы не вышло...
Школа-интернат
И другие бывшие выпускники спустя годы приезжали к Раисе Александровне и с супругами, и с детьми. У нее до сих пор хранится пухлая стопка их писем из армии, фотографий, открыток. Ведь она для них была почти матерью.
В школе-интернате, поменявшей впоследствии статус на детский дом, ребята из неблагополучных многодетных семей и жили, и учились. Здесь работал большой коллектив педагогов, воспитателей, обслуживающего персонала – около ста человек. Случайные люди не задерживались – только настоящие энтузиасты, подвижники, профессионалы, преданные своему делу.
Преподаватель биологии и географии Р.А. Караченцева пришла в интернат в 1961 году, уже имея за плечами опыт работы в тувинской школе, где объяснять материал приходилось через переводчика, а национальный колорит сочетался с крайней нищетой, а также поработав в Исилькульском районе в Солнцевской, Березовской, Кудряевской школах и немного – инспектором РайОНО.
Помимо уроков педагоги в интернате вели очень большую воспитательную работу, направляли деятельность октябрятской, пионерской, комсомольской ячеек, организовывали соревнование между классами по учебе, спорту, творчеству. В часы самоподготовки в младших классах бесконечно тренировали чтение, знание таблицы умножения, в старших – подтягивали ребят по тем предметам и темам, которые им труднее давались. Да и чисто бытовым навыкам, житейской мудрости этих детей, лишенных семейного очага, нужно было научить, в чем-то переучить, заставить, убедить, увлечь, скорректировать их поведение и мировосприятие.
Первый свой выпуск Раиса Александровна довела до восьмого класса. Потом школа-интернат стала десятилеткой, и, взяв под свое крыло малюсеньких первоклашек, классный руководитель прошла с ними все 10 лет до выпускного, почти никого не растеряв. Поразительное взаимопонимание учеников и педагога отмечали не только коллеги, многочисленные комиссии из районного и областного отделов народного образования (школа была нового типа, и контроль осуществлялся постоянно), но и члены московской проверки, посетившие однажды ее классный час. Что и подтвердили министерской Почетной грамотой.
Денежными поощрениями тогда не баловали, а вот Почетные грамоты, благодарности Раиса Александровна получала всюду, где работала, так что в трудовой книжке для их записи не хватило страниц, пришлось вклеивать дополнительные.
Городищенская школа
Сама Раиса Александровна не помышляла «изменить» интернату, но в 1982 году его бывший директор, а на тот момент – заведующий РайОНО В.В. Майер предложил ей вакансию учителя биологии и химии в Городищенской школе, приведя очень убедительный аргумент: там не придется дежурить по выходным, возвращаясь домой на другой конец города после десяти вечера. А когда у тебя муж и двое детей, начинаешь ценить свою безопасность и свободное время.
После огромного интерната с двумя трехэтажными корпусами Городищенская школа показалась Раисе Александровне совсем маленькой, с по-деревенски размеренным укладом жизни. Там так же вместе с учениками она оформляла кабинет, наглядные пособия, так же вела классное руководство, пионерскую работу. А еще была ответственной за пришкольный участок. В соответствии с наукой внедряла полевой севооборот, обозначая каждую культуру на грядке соответствующей биркой, выращивала лекарственные травы, рассказывая детям об их целебных свойствах. И почти каждый год ее участок занимал призовые места среди школ района. Так в трудовую биографию были вписаны еще 10 ярких, незабываемых лет.
«Мне повезло!»
«Мне повезло работать с очень сильными педагогами, – не устает повторять Раиса Александровна. – С любого можно было брать пример: в Городищенской школе – Карева, Калинина, в интернате – Муратова, Ковалев, Алексеенко, Савоста, Перминев... Все были молодые, душевные, дружные, работалось очень интересно, в азарт входили. И дети все мне были такие родные! Трудно, конечно, с ними было, но это труд благодарный. Энергия, которой я заряжалась, общаясь с детьми, поддерживает меня до сих пор, так что я, в свои 80, не чувствую старости».
Восьмидесятилетний юбилей Раиса Александровна
Караченцева отмечает сегодня, 24 октября, в кругу
своих детей и внуков, которыми она очень гордится.
Каждый из них стал хорошим профессионалом на
выбранной стезе, создал крепкую семью. И что очень
важно, – все они очень дружны и с большим
вниманием и уважением относятся к ней, всегда
являвшейся для них примером добросовестного
отношения к делу и доброжелательного - к людям.
А еще Раиса Александровна почти уверена, что ее
поздравят бывшие коллеги, о которых она хранит
такие дорогие воспоминания. А может, и кто-то из
учеников еще заглянет в гости, через десятилетия
пронеся благодарность к своей «классной маме».
Светлана ТАРАСОВА.
|