Многие из нас проживают в многоквартирных домах. Их обслуживанием занимается управляющая компания. Часто в адрес управляющей компании звучат слова недовольства из-за отсутствия какой-либо работы по благоустройству придомовой территории (уборка двора от снега, мусора, проведение ремонтных работ и т.д.). При этом мало кто задумывался над юридической обоснованностью таких претензий.
Благоустройство придомовой территории необходимо начинать с определения таковой: ее размеров и границ, а также в чьей собственности находится.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Одной из составных частей такого имущества является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно положениям части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Чтобы управляющая организация осуществляла работы по содержанию придомовой территории, ее благоустройству, необходимо отнесение данной территории к общему имуществу многоквартирного дома.
Сведения об общем имуществе многоквартирного дома имеются в договоре управления многоквартирным домом, а также должны иметься в управляющей организации.
В подавляющем большинстве случаев на сегодняшний день земельные участки и, соответственно, придомовая территория, не установлены и в состав общего имущества многоквартирного дома не входят. Отсюда возникает вопрос: какие юридически значимые действия необходимо осуществить, чтобы земельный участок вошел в состав общего имущества многоквартирного дома?
Ответ находится в Федеральном законе от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Для того, чтобы включить земельный участок в общее имущество многоквартирного дома, необходимо в первую очередь обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка.
После оформления земельных участков можно со всей строгостью и бдительностью отслеживать исполнение обязательства управляющей компании за содержанием придомовой территории с учетом перечня работ, определенных в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Противники оформления земельных участков и включения их в общее имущество многоквартирного дома указывают на то, что после оформления участков на собственников жилых помещений ляжет бремя уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ налоговая база (сумма, от которой ведется расчет платежа) в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.
Сумма налога не так уж велика, с учетом того, что у собственников жилых помещений появляются юридические основания заставить управляющую компанию надлежащим образом выполнять свои обязательства по благоустройству придомовой территории, в том числе при помощи обращения в межрайонную прокуратуру.
Более того, плата за землю (земельный налог) является доходной частью местного бюджета, то есть, поступившие денежные средства в бюджет местного уровня могут быть направлены на решение социально-бытовых задач, в том числе по ремонту дорог и уличному освещению.
Таким образом, благоустройство придомовой территории с поэтапным и последовательным юридически грамотным подходом (оформлением земельных участков) позволит улучшить жизнь не только отдельного двора дома, но и положительно повлияет на общее благоустройство населенного пункта, в нашем случае - Исилькуля.
В.В. Лаптев,
заместитель Исилькульского
межрайонного прокурора, юрист 1 класса. |