Подрастающие поколения должны восхищаться своей малой Родиной, знать ее прошлое и настоящее, чтить своих предков. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа вносят школьные музеи. В их числе – историко-краеведческий музей «Родина» в Маргенауской средней школе.
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.
Л.В. Иванова. |
Инициатором создания историко-краеведческого музея в Маргенауской школе выступил Франц Францевич Кеберлейн. Неиссякаемой энергией, трудолюбием, интересом к истории родного края он заразил своих воспитанников. Вместе они по частицам собирали экспонаты, постепенно формируя разделы музея «Наш край», «Вехи истории», «Боевая слава», «Трудовая слава». В музее собраны материалы о жизни и быте людей села, представлены материалы времен Великой Отечественной войны – фотографии, медали, альбомы, письма, предметы военной утвари и арсенала.
Открытие музея состоялось 23 февраля 1987 года. На торжество были приглашены ветераны вой-ны, труда, представители общественных организаций, учащиеся и их родители. Со словами благодарности за проделанную работу и наилучшими пожеланиями к школьникам обратились второй секретарь Горкома КПСС Александр Петрович Ивченков, от имени Совета ветеранов колхоза «Сибирь» – Михаил Степанович Шпак. Активным участникам поисковых и лекторских групп были вручены памятные подарки. Торжественно возложена гирлянда к памятнику воинам-землякам, звучали стихи и песни. Затем экскурсовод-школьница Елена Брайт провела экскурсию в природном разделе «Наш край» для ветеранов войны и труда. В Зале боевой славы состоялась встреча ветеранов Великой Отечественной войны с младшими школьниками. Экскурсовод Мария Кеберлейн ознакомила с историей освоения целины на Омской земле.
Одна из старейших работников школы Людмила Александровна Кряжева вспоминает: «Ни один человек – ни учитель, ни ученик – не оставались в стороне от работы музея. Выделялись направления работы, которые распределялись по классам, и совместно с классными руководителями дети выполняли поставленные задачи».
Формы работы школьного музея в учебно-воспитательном процессе самые разные: здесь проводятся экскурсии, уроки, тематические вечера, классные часы, праздники, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и с заслуженными людьми села, организовываются конкурсы, разрабатываются задания по классам для пополнения музея экспонатами.
Последователем Франца Францевича в деле развития музея стал Григорий Иванович Зарецкий – учитель истории и обществоведения, педагог-организатор ОБЖ. Далее – Мария Сергеевна Жигалова – педагог-организатор, руководитель музея. С 2014-го года музеем заведует Елена Фёдоровна Егорова.
Мария Сергеевна Жигалова регулярно ведет исследовательскую работу с учащимися. Так, работы «Эстафета поколений» активиста историко-краеведческого музея «Родина» Натальи Голиковой и воспоминания ветерана труда «Когда я была молодой», подготовленные Натальей Голиковой и Викторией Кучук, заняли первые места в двух номинациях на III областном слете поисковых групп, отрядов и активистов школьных музеев «Мы помним – мы гордимся!» в 2013-м году.
В 2006 году ученик 9 класса Николайпольской школы Сергей Мерзликин написал научную работу на тему «Афганистан в судьбе моих родных». Материалом для исследования школьнику послужили рассказы, очерки, поэтические произведения участников боевых действий в Афганистане, а также рассказы Вячеслава и Юрия Мерзликиных – его отца и дяди, письма, документы, фотографии из семейного архива. В Зале боевой славы в настоящее время появился раздел «Герои локальных войн», в котором рассказывается о земляках, участвовавших в боевых действиях в Афганистане и Чечне.
Большая поисково-исследо-вательская работа музея, создание интересных экспозиций и успехи в патриотическом воспитании учащихся неоднократно отмечались на районном уровне. Музею «Родина» был вручен памятный знак «65 лет Битвы за Москву».
Через краеведческий материал, изучаемый учащимися, осуществляется связь с окружающей обстановкой, воспитание патриотического чувства, любви к Родине, своему селу. На близких конкретных примерах, при непосредственном контакте с экспонатами у учащихся развивается интерес к историческим знаниям, изучению и сохранению собственной культуры и языка, чувство уважения, толерантности по отношению к другим народам, формирование отчетливых представлений о неразрывности исторических судеб жителей родного села с историей своей страны. Таким образом, музей является одним из звеньев единой цепи образовательно-воспитательной системы.
А.А. Ермакова,
главный специалист архивного сектора Администрации
Исилькульского муниципального района Омской области.
Историческая справка
Село Маргенау основано в 1902 году. До 1909 года обучение детей проходило на дому. Затем жители села на собранные деньги приобрели здание под начальную школу, в которой преподавание велось на немецком языке.
В 1925 году на государственные деньги было построено школьное здание: четыре классные комнаты, лаборатория, учительская, кабинет директора. Коридор служил местом для спортивных занятий. В 1956 году было построено ещё одно здание на четыре классные комнаты. В 1963 году построен школьный интернат, а в 1968 году – типовая восьмилетняя школа на 328 мест, в 1985 году – новое здание ещё на 320 ученических мест, теплица и комплекс по трудовому обучению.
В 1975 году, к 30-летию Победы в Великой Отечественной вой-не, в школе был создан Зал боевой славы, который к 1987 году перерос в школьный историко-краеведческий музей «Родина».
|
Наше досье
Кеберлейн Франц Францевич, 1947 г.р., – организатор школьного краеведческого музея «Родина». Окончил среднюю школу в поселке Боевой Исилькульского района, после окончания пединститута на протяжении многих лет работал учителем географии и организатором внеклассной и внешкольной работы (период работы: 1965-1996 годы). В настоящее время проживает в Германии. | |