«Для великих побед был рожден Исилькуль Транссибирской дорогой» – написал в стихотворении, посвященном 110-й годовщине города, наш земляк Анатолий Галако. Пришел новый юбилей, и опять мы его отмечаем одновременно с Днем железнодорожника – профессиональным праздником людей, давших начало городу.
Вехи истории
В 1891 году экспедиция инспекторов-путейцев прошла по местам прокладки будущей железной дороги, в том числе еще не заселенной территории Омского уезда. Возле пресного озера Исиль-Куль наметили поставить станцию.
К весне 1893 на станции уже работала артель плотников, развернулись земляные работы. К строительству были привлечены тысячи местных крестьян и переселенцев.
В 1894 году уже построены кирпичный завод, водонапорная башня, водопровод, бараки для рабочих, строились пакгаузы, здание вокзала, оборотное депо, ледники, дома для технического персонала. 2 августа где-то около Булаево произошла встреча строителей, тянувших стальные пути от Омска и от Петропавловска.
24 августа 1894 года через Исилькуль проследовал первый поезд, в котором ехал министр путей сообщения гофмейстер Кривошеин с большой группой специалистов этого ведомства и строителей Сибирской дороги.
В 1895 году станция Исиль-Куль занесена на карту железных дорог Российской империи. Основано паровозное депо. По железной дороге в Сибирь прибывают тысячи переселенцев.
18 января 1898 года в пристанционном поселке состоялось освящение храма во имя Святителей московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, возведенного на фундаменте из бутового камня, привезенного по железной дороге с Урала. 18 февраля того же года открыла свои двери первая в Исилькуле школа, построенная на средства железнодорожной администрации. Она получила имя Иоанна Кронштадского.
Постоянно увеличивающийся грузопоток (из Сибири везут миллионы пудов зерна, мяса, масла) ведет к расширению и реконструкции железнодорожных путей, станции и поселка, который уже в 1911 году купцы предлагали признать городом.
Революционные настроения тоже были «привезены» в Исилькуль по железной дороге. Из рапорта помощника уездного начальника от 5 августа 1905 года: «По понедельникам проходит поезд № 12 с политическими, которые и агитируют собравшуюся на платформе публику. Публика же прекрасно знает и собирается в этот день».
В 1917 году образованный в Исилькуле Совет рабочих депутатов взял под свой контроль бесперебойный пропуск хлебных эшелонов в Москву и Петроград и размещение семей эвакуированных рабочих из голодающих центров.
1918 год: из Марьяновки на станцию Исилькуль отводят эшелон с восставшими белочехами. Сюда же прибывают и другие эшелоны со стороны Челябинска. Власть на станции берет на себя чешский комендант. Им и пришедшим отрядом Анненкова создан временный контрреволюционный комитет. Начинается белый террор.
Ноябрь 1919 года: Красная Армия теснит колчаковцев. Поддержку пехотинцам 5 Армии под командованием Тухачевского в освобождении станции Исилькуль оказал бронепоезд № 3 «Петроградский мститель».
30-е годы – период индустриализации. В связи со строительством Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов железнодорожная магистраль Челябинск – Омск – Новосибирск превращается в самую грузонапряженную.
С началом Великой Отечественной войны железнодорожники переводятся на военное положение. Место уходящих на фронт мужчин занимают женщины и подростки, уже в 1942 году из 1175 исилькульских железнодорожников было 565 женщин. За военные годы исилькульские железнодорожники девять раз становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования, коллективу дистанции пути было вручено на вечное хранение переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны и Наркомата путей сообщения СССР. Сейчас это знамя хранится в районном историко-краеведческом музее.
В 50-80-е годы с ростом объемов промышленного производства станция динамично развивалась. Построено новое локомотивное депо, в 1966 году - кирпичный вокзал вместимостью 300 человек, внедрена релейно-кодовая централизация. Паровозы заменены электровозами, организовано движение пригородных электропоездов, реконструированы технические службы. Появились привокзальная гостиница, столовая, дом связи, контора дистанции пути, жилые дома для железнодорожников.
В 90-е с экономическим спадом и разрушением СССР грузопоток уменьшился, прошло сокращение отдельных служб и численности железнодорожников. С 1996 года станция Исилькуль стала пограничной между Россией и Казахстаном.
В 2000-х годах внедрение технологических новинок, применение тяжеловесных поездов привели к совершенствованию перевозочного процесса, модернизации оборудования, оптимизации кадрового состава.
4 июля 2008 года состоялось торжественное открытие нового вокзального комплекса, ставшего украшением города.
В 2010 году Исилькульская дистанция пути вошла в состав Входнинской дистанции, являющейся структурным подразделением Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
Сегодня станция Исилькуль – внеклассная, участковая, межгосударственная, пограничная, оснащенная современным высокотехнологическим оборудованием. Слаженной работой служб пути, связи, контактной сети и вагонного хозяйства осуществляется бесперебойный пропуск 123 грузовых и 18 пассажирских поездов в сутки. Это более 9300 вагонов. А также здесь обрабатывается около 200 вагонов в сутки – производится их погрузка и выгрузка. За прошлый год была достигнута максимальная погрузка зерновых культур: порядка 70000 тонн – 952 вагона. На летний период увеличено количество пассажирских поездов южного направления. Для своевременной ликвидации аварийных ситуаций на станции Исилькуль базируются восстановительный и пожарный поезда, осуществляющие деятельность до станций Омск и Петропавловск.
В весенне-летний период 2015 года на станции проведена замена 22-х стрелочных переводов и съездов с деревянного основания на железобетонное. В августе предстоит плановая модернизация участка пути от станции Исилькуль до границы РФ.
Поезд номер 1895
Станционное здание с железнодорожной кассой и помещением для пассажиров и железнодорожные службы были приняты комиссией в эксплуатацию в 1895 году, после чего станция Исиль-Куль была нанесена на карту российских железных дорог. Именно это событие взято за отправную точку создания нашего города.
Бригада монтеров Входнинской дистанции пути, куда влилась Исилькульская дистанция, ведет замену деревянных шпал на железобетонные.
Сотни релейных блоков, размещенных в недоступном для посторонних релейном помещении, осуществляют передачу команд на стрелки, светофоры, переезды. А следят за их исправностью инженер техотдела Маргарита Анатольевна Котина и электромеханик Андрей Зиновьевич Головырин.
В «сердце станции» – на посту электрической централизации руководят всем движением дежурный по станции Константин Владимирович Гефке и дежурный поста Александр Николаевич Инкин. Именно их голоса слышны в тишине раннего утра в любом уголке города. Бесперебойную работу оборудования обеспечивает электромеханик СЦБ Александр Владимирович Зарицкий.
Дежурный по парку Виктор Анатольевич Зюзин, работающий на станции Исилькуль с 1989 года, является представителем династии железнодорожников. Отец Анатолий Андреевич более 30 лет был слесарем локомотивного депо, мать Елена Борисовна – старшим оператором станционного центра обработки поездной информации и перевозочных документов. А теперь рядом с Виктором трудятся два брата: Игорь – дежурным на посту централизации, Александр – слесарем локомотивного депо станции Московка.
В районном историко-краеведческом музее собран богатый материал о железнодорожниках и станции Исилькуль. |