Уважаемые работники и ветераны

железнодорожного транспорта!

Поздравляем вас с профессиональным праздником!

Становление и развитие отечественного железнодорожного транспорта неотделимо от истории нашего государства. Великие стройки, освоение стратегически важных регионов, создание целых отраслей промышленности стали возможны во многом благодаря самоотверженному труду работников железной дороги.

Отрасль и сегодня остается ключевым звеном российской транспортной системы. Профессионализм и ответственность железнодорожников - залог устойчивого и благополучного развития нашей страны в настоящем и будущем.

Примите слова искренней благодарности за ваш надёжный и ответственный труд.

Желаем вам крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов в труде!

Временно исполняющий обязанности Губернатора

Омской области

В.И. НАЗАРОВ.

Председатель

Законодательного Собрания

Омской области

В.А. ВАРНАВСКИЙ.

 

Регион: приоритеты

Подведены итоги работы ХIII Сибирской агротехнической выставки-ярмарки «АгроОмск-2015»

В выставке «Агро-Омск-2015» приняло участие более 360 представителей из 18 регионов России, а также Белоруссии и Казахстана. Выставку-ярмарку посетили более 400 тысяч гостей, в том числе около 3 тысяч специалистов и руководителей организаций АПК России, стран ближнего и дальнего зарубежья. 

Подробнее

 

Рабочий график

Глава региона посетил северные районы

24, 25, 26, 27 июля глава региона Виктор Назаров совершил рабочую поездку в Седельниковский, Усть-Ишимский, Тевризский и Тарский районы. 

Подробнее 

 Дорогие читатели!
С 10 января 2014 года вводится подписка на электронную версию газеты "Знамя".
Стоимость полугодового комплекта электронной версии - 165 рубля.

Поиск
  

 

Электронная регистратура.

Позволяет записаться на прием к врачу или узнать расписание работы врачей, не выходя из дома или офиса.

 ЗДЕСЬ

www.omskzdes.ru          

Новости Омска и омской области.

 

 

 

31 ИЮЛЯ

 2015 г.

 ПЯТНИЦА,   №31

 (11170)

 

 

К истокам

Озерные мифы

Скопление воды в природном углублении на суше – такое прозаическое определение понятию «озеро» дается в школьных учебниках. Озера влияют на судьбы людей, а потому неизбежно «обрастают» легендами, мифами, фантастическими историями о воде живой и мертвой, о доисторических монстрах и затопленных городах. Наше Городищенское озеро такой славы себе не снискало. Но свои легенды и мифы есть и у него.

Другое озеро

Всем известно – станция Исилькуль (а как следствие и город Исилькуль) обязана своим появлением на карте и названием озеру. Мы знаем его как Городищенское – не очень большое, не особо чистое, не играющее главных ролей ни в экономике, ни в культурно-бытовой среде нашего города.

Более 120 лет назад разведчики будущей трассы, обосновывая строительство станции именно на этом месте, отмечали, что есть водоем – озеро пресноводное, глубиной до 2 аршин (т.е. около полутора метров), плес чистый, берега местами песчаные.

По этому поводу у современных исилькульцев и возникли сомнения. Если плес чистый, почему «гнилое озеро», как мы привыкли переводить название Исиль-Куль? Так появилось предположение о том, что Исиль-Кулем называли другое озеро, существовавшее когда-то в районе станции, но потом исчезнувшее. Однако документы начала ХХ века миф опровергают: на картах обозначен лишь один водоем – на том самом месте, где озеро находится и сейчас, а в письменных документах название озера зачастую пишется так: Исиль-Куль-Городище.

Другое название

Тогда, может быть, его название переводится как-то иначе?

Есть альтернативные предположения и на этот счет. И первое из них сделано в начале ХХ века автором «Справочной книги Омской епархии» священником Иоанном Голошубиным. Он утверждал, что Исилькуль переводится как «Капитанское озеро».

Сомнительный, честно говоря, перевод. Во-первых, казахи, как известно, в те времена были народом кочевым и исключительно сухопутным. Маловероятно, что в их языке был самостоятельный эквивалент слову «капитан». Во-вторых, озеро не настолько велико, чтобы капитаны водили по его просторам корабли.

Милее сердцу исилькульцев другой вариант. Его в разговоре с исилькульским краеведом Г.Р. Гензелем озвучил омский краевед И.П. Шихатов. По его мнению, название нашего озера может переводиться как «благодатное». Вот это было бы замечательно. А почему бы и нет? Рыбы там в прежние времена водилось вдоволь, воду использовали не только для заправки паровозов, но и для технических нужд городищенцев, для стирки, а порой и для питья.

Современный русско-казахский словарь ответа на этот вопрос не дает. «Гнилой» в нем значится как «шірік», «грязный» как «лас», и перевод слова «благодатный» на название нашего озера и города не похож - «пайдалы».

Вероятно, точку в этом вопросе должны бы поставить лингвисты – специалисты по казахскому и другим тюркским языкам.

Другая судьба

В 1961 году на страницах районной газеты «Социалистическое строительство» был опубликован проект развития Исилькуля на 25 лет. Он, среди прочего, предусматривал очистку озера, его углубление, создание по берегам парковой зоны с оборудованными местами для купания и лодочными станциями.

И этим планам отчасти суждено было сбыться. Старожилы южной стороны города вспоминают, что и лодочная станция с лодками на прокат была, и купаться люди сюда ходили, и рыбу ловили… Нопродолжалось это сравнительно недолго. Озеро, в 40-50-е годы разливавшееся настолько, что подтапливало жилые дома, вдруг начало сокращаться в размерах, мелеть, зарастать камышом и рогозом.

О причинах тоже существуют мифы. Среди естественных причин называют свойственную некоторым природным водоемам цикличность. Есть немало озер, которые в течение долгих лет бывают чистыми и полноводными, затем без видимых причин начинают мелеть и зарастать, потом снова разливаются… Может, и наше такое. Только вот цикл обмеления, зарастания и загрязнения продолжается уже очень долго.

Но чаще говорят о «человеческом факторе». Мол, не чистятся канавы, проложенные еще в начале прошлого века именно для того, чтобы озеро наполнялось водой, а остальная часть города осушалась. Но главным виновником в гибели озера называют построенный в 50-х годах маслосыркомбинат, якобы в течение нескольких десятилетий сливавший туда отходы. Впрочем, руководство предприятия этот факт опровергало, утверждая, что отходы производства уходили далеко за пределы озера и города. В любом случае, нет больше ни «маслосыра», ни его преемников, наносить озеру вред уже некому, а оно по-прежнему не радует глаз ни чистотой, ни многоводьем.

Другая перспектива

Озеро расположено в самой низкой части нашего города. Это значит, теоретически возможно создать систему каналов, по которым излишняя влага с наших улиц направлялась бы туда. Двойная польза очевидна – в городе суше, озеро полноводнее.

Работы по очистке и углублению природного водоема – дело, конечно, затратное, но не невозможное. Когда-то озеро дало жизнь и название нашему городу. Может быть, мы когда-нибудь сумеем вернуть ему долг.

Елена ОБАЕВА.  

 

 

 

Погода

 В этом номере

Выборы губернатора Омской области

На промежуточном финише 5 претендентов

Кандидат в Губернаторы от «Единой России» Виктор Назаров 28 июля сдал в облизбирком листы с подписями депутатов «муниципального фильтра». Таким образом, к промежуточному финишу предвыборной гонки подошли 5 претендентов из 8.

подробнее... 

 

Развитие АПК

Корма, пары, финансы, кадры

– спектр вопросов, рассмотренных на селекторном совещании, проведенном министром сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталием Эрлихом 21 июля, был широким, а выводы и рекомендации – лаконичными и конкретными.

подробнее... 

 

К истокам

Озерные мифы

Скопление воды в природном углублении на суше – такое прозаическое определение понятию «озеро» дается в школьных учебниках. Озера влияют на судьбы людей, а потому неизбежно «обрастают» легендами, мифами, фантастическими историями о воде живой и мертвой, о доисторических монстрах и затопленных городах. Наше Городищенское озеро такой славы себе не снискало. Но свои легенды и мифы есть и у него.

подробнее... 

 

 

2 августа - День железнодорожника

Великая Сибирская железная

«Для великих побед был рожден Исилькуль Транссибирской дорогой» – написал в стихотворении, посвященном 110-й годовщине города, наш земляк Анатолий Галако. Пришел новый юбилей, и опять мы его отмечаем одновременно с Днем железнодорожника – профессиональным праздником людей, давших начало городу. 

подробнее...

 

  

 Страницы истории

Исилькульские крылья

Возможно, в Исилькуле еще есть старожилы и их потомки, которые помнят об исилькульской авиашколе - этой кузнице кадров для военной авиации в годы Великой Отечественной войны.

подробнее...

 

 

Редакционный проект «Ретроспектива»

История города, района, страны, отраженная на страницах районной газеты «Знамя» Великой Отечественной войны.

подробнее...

 

 

Конкурс благоустройства

Оазисы цветов и ароматов

В конкурсе Исилькульского городского поселения по благоустройству придомовых территорий определены 34 призера. По некоторым адресам побывала наш корреспондент Светлана Тарасова.

подробнее...

 

 

Информирует ГИБДД

Ребенок - главный пассажир!

Ребенок в салоне автомашины полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элемен-тарными мерами безопасности не только для взрослых, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно, если при движении автомашины ребенок располагается на руках.

подробнее...

 

 

ФМС предупреждает

Меняйте паспорт вовремя

Согласно действующему законодательству, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт. Получить его необходимо в 14 лет.

подробнее...