«Наши в городе» - посвященный 300-летию Омска творческий проект, который реализуется в нашей газете в течение пяти лет. Его героями становятся талантливые, неординарные, успешные люди, родившиеся и выросшие в Исилькуле, но сложившие свою профессиональную или творческую судьбу в Омске.
Наша сегодняшняя героиня – писательница Галина Борисовна Кудрявская отметила в этом году 75-летий юбилей.
Досье
Кудрявская (Двойшес) Галина Борисовна.
Родилась в 1940 году в Исилькуле.
Окончила Омский медицинский институт и Омское духовное Епархиальное училище.
Автор стихотворных сборников: «Чистый свет» (1987), «Терпение» (1991), «Предстояние» (1996), «Печаль моя, заступница…» (2004), «Свет осени» (2005); сборника стихов и прозы «Аз есмь» (2000) и двух прозаических книг: «Варварин дом» (2004) и «Сияние дня» (2007). Публиковалась в журналах и альманахах: «Арион» (Москва), «Дети Ра» (Москва), «День и ночь» (Красноярск), «Голоса Сибири» (Кемерово), «Земля Сибирь» (Новосибирск), «Литературный Омск» (Омск), «Москва» (Москва), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Складчина» (Омск), «Семья и школа» (Москва), «Флорида» (США), «Хозяин» (Москва).
Лауреат Премии Администрации Омской области им. Л.Н. Мартынова. Член Союза российских писателей. |
«Сколько себя помню, всегда очень много читала. Научилась читать рано – года в четыре. И всегда казалось, что через книги передо мной открывается особый мир. Писательская работа с детства казалась волшебством», - так Галина Борисовна Кудрявская объясняет истоки своего собственного обращения к писательскому творчеству.
О ее творчестве немало написано омскими литературоведами. Лично меня, помимо прочего, восхитило редкостное владение словом, оставляющее от прочитанного обманчивое впечатление, что писалось очень легко, на одном дыхании, словно автор не выстрадал строки, а услышал их на особой волне, к которой дано подключаться только очень талантливым людям.
«Жизнь моя стекает в строки,
Изливается в слова…»
Наша судьба начинает складываться не в момент нашего рождения, ее во многом закладывают наши родители, дедушки и бабушки. Поэтому, взяв за отправную точку год рождения Галины Борисовны -1940-й, мы вместе совершаем экскурс в прошлое.
- Галина Борисовна, я знаю, что Вы родились в Исилькуле. Расскажите о Ваших корнях, откуда родом Ваши родители?
- В 1940 году родители уже жили в Исилькуле. Мама родом из Москаленского района. В начале 30-х ей было 17 лет, вся ее семья пошла в коммуну. Они работящие были, казачья семья. Но в тот год у них украли лошадей, без них невозможно было самостоятельно обрабатывать землю, поэтому вступили в ТОЗ – товарищество по обработке земли. Только мамин старший брат не пошел, потому что жил отдельно и достаточно зажиточно.
Это были тяжелые времена. У меня есть повесть «И плакали птицы». Она непридуманная, основанная на бабушкиных рассказах и детских воспоминаниях.
В 30-м году семья пережила большую трагедию. Погиб дед. Погиб случайно, во время катания на санях. А до этого сидели за столом, отмечали праздник и спорили, что лучше - коммуна или единоличное хозяйство, и вообще, какая власть лучше. Кто-то хаял, кто-то хвалил. У них на квартире стоял человек, один из членов коммуны. Он был свидетелем этих разговоров. После гибели деда дядю Гришу обвинили в убийстве и расстреляли как врага народа. Вот так в один месяц мама потеряла полсемьи.
Папа родился в Омске. Он рано остался сиротой. Мама умерла в родах, отец погиб. Были старшие сестры, но недостаточно взрослые, чтобы его воспитывать. Отправили в Тюмень к дядьке. Он сбежал к сестрам в Исилькуль. Сначала подмастерьем к фотографу устроился. В 16 лет ушел в село, батрачил. Революция застала его молодым батраком. Был членом партии. С мамой познакомился, когда был председателем Ольгинского сельского Cовета, она была секретарем комсомольской ячейки.
Потом они переехали в Исилькуль. Там в 40-м году я родилась. У меня есть старший брат и младшая сестра. Все мы окончили первую школу.
Мама после переезда в Исилькуль не работала. Ну, как не работала… Она всю жизнь работала на нас. Хозяйство держали. Поколение такое было - настоящее труженики. Сколько помню, в двенадцать они ложились, а в три уже были на ногах. Нужно было управиться со скотиной. А в 4 папа уже уезжал на работу.
Папа работал в потребкооперации, в загоконторе. Я бывала у него на работе. Там было целое производство. Все заготавливали, сушили, солили. Были специальные приспособления, громадные чаны, врытые в землю. В них засаливали капусту. Много работниц шинковали вручную, а потом в резиновых сапогах туда залезали и мяли. Интересно было смотреть. Конюшня была, лошадей держали. Водовозы воду возили.
Папа часто ездил в деревню, иногда брал меня в деревню с собой. И к нам заготовители из деревень приезжали, останавливались у нас.
Очень широкий был круг общения. Среди заготовителей было много казахов. Они были папиными сослуживцами, но у нас, детей, было ощущение, что все это наша родня. А во время войны и какое-то время после на квартире жили немки. Поэтому с детства у меня сложилось доброе отношение к человеку любой национальности. Поэтому я не понимаю этого лжепатриотизма, когда говорят, что русские хорошие, остальные - нет.
- Склонность к творчеству, владение словом – это у Вас из детства?
Писательская работа мне с детства казалась волшебством. Очень рано начала читать. С пяти лет мечтала пойти в школу. Надоела маме с просьбами, и она отправила меня к директору школы: иди, мол, сама и просись. Директор спросил, как зовут и сколько лет, и сказал: приходи через два годочка. Помню, вылетела оттуда счастливая и больше не просилась.
Очень много читала. Всегда казалось, что через книги открывается особый мир. Жила фантазиями.
Сочиняла и придумывала с самого детства. Однажды меня спросили, помню ли первое стихотворение. Оказалось, помню! Смешное, конечно, наивное, но ведь мне лет девять было!
Воробейка, воробей,
Не зевай, лети скорей.
Зазеваешься немножко,
Попадешься в лапы кошке…
Любила писать сочинения, но они были очень короткие в силу темперамента, спринтерского характера. Все было коротко, но по-своему. С лирическими нотками. Типа эссе.
- И все-таки профессию вы выбрали далекую от литературного творчества. Почему именно медицина?
- В школе я училась хорошо. Любила математику, литературу. Математику особенно. Учителя были прекрасные. Но сама никогда не хотела быть учителем. Хотя о профессии врача тоже не мечтала. Но не хотелось уезжать далеко от дома, а в Омске были только педагогический и медицинский. Учителем быть не хотела, а ребятишек любила. Вот и поступила на педиатрический.
Училась в институте легко. Кружки, самодеятельность и так далее… В кино с занятий сбегали… Ходила в литературный кружок, сочиняла сценарии. Параллельно писала стихи и прозу. Для меня было потребностью души описывать все, что происходит.
- Многие пишут для себя, чувствуя потребность облечь чувства в
слова. Совсем другое – вынести написанное на суд широкого круга читателей. Как Вы к этому пришли, как начали публиковаться?
- Мой муж, Леонид Яковлевич Кудрявский, был журналистом, работал на радио, на телевидении. Однажды решила показать свои стихи ему. Кому-то постороннему показывать стеснялась. А он посоветовал пойти в литературное объединение при Союзе писателей. Впервые появилась на семинаре с подборкой стихотворений.
Появилась первая публикация в газете, потом по результатам семинара вышел сборник. Там появились стихи. Так и началось…
Постоянно участвовала в семинарах, ходила в литобъединение. Появилось литературное общение. Хотя не могу сказать, что меня приняли с распростертыми объятиями. Критику перенесла тяжело. Была ведь уже взрослая, состоявшийся человек. Но битье тоже полезно. Оно-то и послужило толчком к тому, чтобы продолжить, доказать, что могу.
Потом случилось серьезное заболевание, операция. До этого казалось, что все впереди, многое успею. Хотя всегда понимала: это главное, что я должна сделать в своей жизни. Если Господь дает дар, то он востребует его с тебя. Осознала, что могу не успеть сделать то, что должна. Началась по-настоящему серьезная работа. Первая книга – коллективный сборник «Паруса» - под общей обложкой несколько авторов. Моя часть называлась «Чистый свет». С тех пор вышло четырнадцать книг.
- Чему посвящена новая книга?
- Это книга о Крестовоздвиженском храме, она историко-публицистическая, посвящена 150-летию закладки храма, 145-летию со дня освящения. Я уже тридцать лет прихожанка этого храма, и батюшка настоятель Олег Цветков благословил меня на написание. Но, признаюсь, с трудом отважилась. Это моя самая трудная книга. Я ведь не историк и не краевед. И по благословению труднее писать - чувствуешь ответственность. Писали вдвоем с историком-краеведом Александром Лосуновым. Первые месяцы сама ходила по архивам и библиотекам, и поняла, что мне не осилить весь объем, поэтому настояла на подключении краеведа. За полтора года невозможно осилить то, что нужно десятками лет изучать.
Книга уже издана. Как получилось - судить читателям, а для меня важно, что она одобрена в Патриархии.
- Вы выросли в атеистическое время, и к вере пришли уже в зрелом возрасте. Что Вас подтолкнуло?
- Да, в 46 лет стала прихожанкой Крестовоздвиженского храма. Хотя, первый раз в церковь пришла в 17 лет, когда в институт поступала. Подсказали нам с подругой: хотите поступить, идите в церковь. Спросили, к кому обратиться, нам сказали к Николаю Угоднику…
А в семье все были атеистами, я и крещение приняла в 46 лет. Я читала много, что-то открывалось через литературу. Пришла к Богу в поисках смысла жизни. Где-то после 30 лет ощутила, что в жизни нет смысла. Страдания, трагедии, муки. Лучше живет тот, кто бесчинствует. И все заканчивается тлением. Сначала Толстой и Достоевский стали моими проводниками к Богу. В 80-х годах муж приносил распечатки из Экклезиаста, в открытом пользовании тогда этого не было.
И вдруг открылось, что это совсем другое, другой язык. Нечто такое высокое, чего мы в своей жизни не знали.
Возможно, это случилось бы и раньше. Но бывает так, что человека тянут в церковь не страхом Божьим, а страхом Бога, страхом наказания. Не любовью к Богу - когда ты любишь и боишься оскорбить. Это другой подход, я не хотела так приходить в церковь.
В 1986 году прошла крещение. С того момента началось воцерковление. Когда приняла крещение, почувствовала ту благодать, которая с ним дается. Были годы, когда я понимала, что живу не во временной жизни, а в вечной. Такой полет души, такие силы открываются… Потом это все теряется, потому что требует поддержки трудом.
Как только открылось Епархиальное духовное училище, пошла учиться. Мало было просто прийти в храм, нужны были знания. Окончила училище и какое-то время преподавала в нем.
- Сейчас, когда запреты на религию спали, многие ходят в церковь. Но почему-то искренне уверовать в Бога дано не всем…
Пока Господь не призовет, ничего не будет. Нужны две воли – воля Божья и собственная. Сердцем надо почувствовать. Скорбями и болезнями к Богу приходят. Надо приходить в храм, пока никого нет, чтобы почувствовать Бога. Есть два голоса в каждом – голос зовущий к Богу и голос отталкивающий. Часто побеждает леность. Это ведь труд. Это самый великий труд - молиться не устами, а сердцем. Это особый труд, которому надо учиться.
А литература это разве не труд? Я над своими книгами столько слез пролила. Как в молитвах. Это труд души, труд сердца. Никогда не писала больше двух часов подряд, потому что изнемогала физически. Творчество сродни молитве, если оно истинное, если оно высокое.
Стихи мои – моя молитва к Богу. Я не разделяю творческий процесс и молитву. Если есть дар слова, нужно употреблять его во славу Божью. Чтобы в мир привнести не зла, а добра.
Елена ОБАЕВА. |