Село Ксеньевка отметило в этом году 120-летие. Его своеобразная история, самобытные традиции не раз вдохновляли юных ксеньевцев на написание интересных исследовательских работ.
Четвероклассница Баррикадской школы Евгения Маркелова под руководством учителя Л.Г. Шестухиной написала работу «О местных народных традициях» и вошла с ней в число победителей 15-й районной научно-практической конференции школьников. Вот что Жене удалось выяснить о традициях села Ксеньевка.
В Ксеньевке первыми жителями были украинцы. Они уезжали из украинских деревень группами и старались селиться в одном месте. Старожилы говорят, что до 40-х годов в Ксеньевке вообще людей других национальностей было очень мало. В 40-х годах ХХ века в селе появились немцы - переселенцы из Поволжья.
Старшее поколение коренных жителей говорит, что все люди, которые селились в Ксеньевке уже в советское время, независимо от национальности (казахи, немцы, русские), начинали говорить на украинском наречии, с удовольствием перенимали особенности украинской кухни. Дети, поступавшие в 1 класс Ксеньевской школы, вообще не говорили по-русски, а говорили на украинском языке. Например, булку хлеба они называли [пал,аныц,а], лук - цыбуля, [бач, iт,] - смотреть. Это явление можно было наблюдать до конца 70-х - начала 80-х годов ХХ века. В настоящее время такого не наблюдается. Ксеньевскую школу закрыли в 2006 году. Все дети из этого села учатся в Баррикадской школе и говорят по-русски.
Для того, чтобы узнать о традициях, которые соблюдались и соблюдаются в Ксеньевке, я поговорила с коренными жителями, предки которых были теми самыми первыми переселенцами.
В Ксеньевке на Старый Новый год не колядуют, а щедруют. В канун Старого Нового года первыми щедровать шли дети. Ходили они по селу дотемна. Дети пели щедровки, «посевать» не имели права. «Посевать» - значит, разбрасывать по дому зерна пшеницы, т.е. «сеять» счастье в доме на весь следующий год. С наступлением темноты (примерно 7-8 часов вечера) и до 12 часов ночи щедровать ходили ряженые компании женщин. Они тоже не имели права «посевать». «Посевали» только мужчины. С 12 часов ночи и до утра веселые компании ходили от дома к дому и «сеяли» счастье. Если среди этой компании были женщины, то они не имели права заходить в дом, если желали этому дому добра. Если среди посевающих оказывался сам хозяин дома, то он должен был зайти в дом последним. Эти правила щедрования привезли с собой переселенцы с Украины.
Свадьбы в Ксеньевке до начала 80-х годов проводились по следующему сценарию: первый день - регистрация брака; второй - дарение молодоженам подарков; третий – «утопление» родителей, смысл этого обряда в том, что родители не должны вмешиваться в жизнь молодых; четвертый день – «куриный», «свадьбане» ходили по домам друг к другу и ловили кур, а потом этих кур готовили хозяева свадьбы и угощали гостей; пятый – «выписка», в этот день в доме у родителей жениха гости «расписывались» сажей на печке, т.е. выписывали его из родительского дома; шестой день, завершающий - для самых стойких гостей, если такие были, то хозяева обязаны были их принимать и угощать. В настоящее время свадьбы и в Ксеньевке, и в Баррикаде проводят по схожему сценарию - примерно по три дня.
По своему рецепту ксеньевцы пекли хлеб. На самодельных хмельных дрожжах делали опару, потом добавляли в нее вареную тертую картошку. Булки получались огромные, высотой 40 сантиметров, ароматные, с особым вкусом. Этот рецепт знали все хозяйки.
Украинские песни в Ксеньевке любили и умели петь издавна. В 1979 году в Ксеньевке был организован ансамбль «Родник». Женщины из этого ансамбля исполняли украинские песни. В начале 80-х «Родник» переименовали в «Вишенку» по названию их любимой украинской песни. Ансамбль со своими песнями выступал в районе, в области, радовал слушателей многоголосным пением до 1997 года. Потом состав обновился, и ансамбль переименовали в «Селяночку», в новом составе он просуществовал до 2009 года.
В условиях, когда село основано представителями одной национальности, когда в селе была своя церковь, национальные традиции и обряды сохраняются дольше и лучше. Именно это и происходило в Ксеньевке. В этом селе на протяжении многих лет, до конца 80-х годов, подавляющее большинство населения соблюдали одинаковые традиции, обряды. |