Много лет назад 10-летняя девочка Галя Малофеева впервые переступила порог художественной школы. Там она открыла для себя удивительный мир, расставаться с которым не захотела.
В конце прошлого года Галине Николаевне Горбуновой присвоено звание Почетного жителя Исилькульского района, чему она, человек очень скромный, чрезвычайно удивилась: «Вроде бы не делала ничего особенного, просто работала…»
«Просто работала» почти 40 лет, приобщила за эти годы к художественному творчеству не одну сотню исилькульских ребятишек, научила их видеть мир по-особому, многим помогла найти себя в профессии. Об этом мы и говорили с ней, встретившись в учительской школы искусств по ИЗО.
- Галина Николаевна, все дети любят рисовать. Но далеко не каждый становится профессиональным художником. А Вы в свое время поступили именно так. Кто или что повлияло на Ваш выбор?
- Есть у меня такое детское воспоминание. Когда была маленькая, мы жили с родителями и сестрами в частном доме. Неподалеку от нас жил человек по фамилии Мельников. Не знаю, к сожалению, его имени. Неоднократно я видела, как он, мужчина, как мне тогда казалось, уже в годах, рисует этюды. У него был такой маленький этюдник, а мы, дети, играли рядом. И он так здорово рисовал! Думаю, с этого детского впечатления все и началось.
Когда училась в 4 классе, узнала от подруги, что открылась художественная школа. Пошли и записались. Помню, это был деревянный домик с синими окошками. Я попала в группу, где все ребятишки были старше. Мальчишек было много. А девочек всего четверо – Федорова Алла, Зубкова Надя, Люда Ганзюк и я – Галя Малофеева. Я была самая младшая, и мне всегда казалось, что они рисуют очень хорошо.
А преподавал у нас Виктор Степанович Гребенников. Я помню, что был он очень строгий. У нас была академическая живопись, акварель, рисунок простым карандашом. Очень мало декоративного творчества, композиции, но и это было. Виктор Степанович придумывал нам такие занятия, где занимались абсолютно всем. Он увлекался энтомологией. И мы часто делали зарисовки разных жуков, шмелей. Часто обращал наше внимание на небо, на землю, на цвет, на колорит, на погоду. Мы и на пленере с удовольствием рисовали.
Вот так проходило мое детство. Я окончила художественную школу, но все равно продолжала заниматься. На меня даже одноклассники обижались, что я не остаюсь на классные часы, на собрания не хожу, только отучилась - и в «художку».
- Значит, когда окончили школу, проблем с выбором профессии не было?
- Никаких! Старшие девочки из нашей группы пошли на худграф. Этот факультет, кстати, открылся в 1961 году - так же, как наша школа. Она ведь первая в области открылась. В Омске первая художественная школа появилась годом позже.
И мальчишки многие поступили на худграф. Подготовка у нас была серьезная, поступали без труда. Так что и свой дальнейший путь я считала предопределенным.
А потом стали по всей области открывать художественные школы, и для нас нашлась работа. Я приехала в Исилькуль. В художественной школе была вакансия. Работаю с 4 августа 1976 года по сей день.
- На педагогической стезе сразу почувствовали себя уверенно?
- Да что вы! Я была очень скромная, робела, стеснялась. Помню, как в первый раз стояла у двери класса и не решалась войти. Тогда директором был Геннадий Александрович Денисюк, так вот он просто открыл дверь и втолкнул меня в класс. Всякий раз, когда был просмотр моих уроков, я плакала. Все время были замечания: не так поставила натюрморт, не так распределила предметы на плоскости… Вероятно, так длилось мое обучение.
Возможно, из-за собственной стеснительности я с самого начала старалась работать не с классом в целом, а с каждым учеником в отдельности.
- Вероятно, это и есть тот самый индивидуальный подход, без которого педагогический процесс невозможен.
- Получается, что так. Дети ведь очень разные. Абсолютно все способные, в том числе и к художественному творчеству. Нужно только найти направление – живопись, рисунок, декоративно-прикладное творчество. И поддерживать интерес.
В первые годы я вела еще и историю искусств. Очень заинтересовалась этим предметом, ездила в Омск в другие художественные школы, где вели историю искусств искусствоведы, выпускники «репинки». Они умели анализировать материал, мастерски подавать его. У них я многому научилась. И это помогло мне в дальнейшей работе.
Постепенно почувствовала в себе силу. И коллеги, руководители это заметили, и я начала преподавать спецдисциплины. Сейчас у меня высшая квалификационная категория.
- Есть ученики, которыми Вы особенно гордитесь?
- Очень много таких ребят. Уже в первом выпуске были ребята, которые выбрали художественное творчество профессией, поступили, успешно работают. Костя Грабовский стал художником, известным не только в нашей стране. Ира Жираткова окончила художественное училище живописи и ваяния в Нижнем Тагиле. Оля Файль худграф окончила. Коротков Саша, Старокоров Коля, Домогалова Люда… Не смогу назвать всех.
Много талантливых ребят выпустила в последние годы. Практически в каждом выпуске есть как минимум двое-трое ребят, которые поступают на творческие профессии. Сейчас учебных заведений с такими специальностями стало больше. Есть, например, Сибирский профессионально-педагогический колледж, где делают уклон на декоративно-прикладное творчество, но параллельно изучают рекламу, фотографию, компьютерные технологии. Ребята туда очень охотно идут.
- Ваши ученики постоянно участвуют в выставках, конкурсах, занимают призовые места. Ощущаете, что это и Ваша победа?
- Конечно. Тем более что фамилия преподавателя всегда стоит рядом с фамилией участника. Вот недавно мы узнали итоги последних выставок. Есть среди лауреатов и мои ребята.
- Остаются время и силы на собственное творчество?
- Когда только начинала работать, писала много и охотно. Но… Вышла замуж, родился сын. Основное время – семье и работе.
Можно сказать, что нашла призвание в педагогике. Много своих идей отдаю детям. Мне часто говорят, что работы моих учеников по стилю напоминают мои.
В Омске есть такая вставочная площадка для художников-педагогов – «Сокровенное». Не очень регулярно, но участвую в выставках. В нашем историко-краеведческом музее неоднократно проходили выставки, где работы педагогов выставлялись вместе с работами учеников.
Сейчас есть и задумки, и желание – нужно браться, это ведь труд, вдохновение здесь ни при чем. Задумала цикл с использованием игры света и тени, хочу сделать несколько работ.
- За время преподавания Вы наверняка освоили множество техник. А есть любимая?
- Мне очень нравится декоративное творчество. Раньше с ребятами делали то, что я знала и умела – роспись, батик, лепили из глины. А сейчас федеральными государственными требованиями все прописано. Так что изучаем разные виды народного творчества – и игрушки, и изразцы, и различные росписи: филимоновская, северная и другие… Мне очень нравится эта программа, дает возможность детям попробовать все, выбрать, что лучше получается.
И все-таки, моя любимая техника, наверное, акварель. Положить бумагу, смочить, чтобы она пропиталась, чтобы краска растекалась… Можно использовать соль, чтобы где-то что-то убрать, где-то припорошить, где-то по-сухому…
- Вы с таким вкусом об этом рассказываете, будто тортик печь собираетесь… Чувствуется, что очень любите свою работу.
- Конечно люблю! Обе ее составляющие – и педагогическую, и творческую. Жизни без этого не представляю.
- Пусть будет еще много-много творческих удач у Вас и Ваших учеников!
Елена ОБАЕВА. |