В 2014-2015 годах в Земельный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесен ряд изменений, направленных на совершенствование земельного законодательства, в частности, на вовлечение в оборот неиспользуемых или используемых не по назначению земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации была введена статья 71.2, в соответствии с которой порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта такого обследования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Административное обследование призвано способствовать эффективному и законному распоряжению земельными ресурсами, усилению дисциплины землепользователей и пополнению местных бюджетов за счёт уплаты всеми землепользователями земельного налога.
Особенность административного обследования объектов земельных отношений заключается в том, что контрольные мероприятия осуществляются государственным инспектором по использованию и охране земель без взаимодействия с владельцами земельных участков и доступа на обследуемые объекты.
При этом процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности, а, значит, не затрагивает законопослушных землепользователей.
В случае выявления признаков нарушений земельного законодательства по итогам проведения административного обследования государственным инспектором по использованию и охране земель составляется акт, который будет являться основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения владельцем требований земельного законодательства.
Также результаты административного обследования могут быть использованы при составлении ежегодных планов проведения проверок соблюдения земельного законодательства.
Кроме того, Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации и ряд других законов внесены изменения, предусматривающие внесудебный порядок изъятия земель у определенной категории лиц. Это бюджетные государственные учреждения, унитарные предприятия, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования.
Так, по оценкам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на сегодняшний день более 300 тысяч землепользователей по всей стране используют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Цель принятого закона – заставить работать более эффективно государственные земли, которые сейчас в силу разных причин используются не по назначению либо не используются вовсе.
Еще одной действенной мерой, направленной на совершенствование земельного законодательства, является увеличение штрафных санкций за совершение правонарушений в сфере земельных отношений.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены нормы, в соответствии с которыми размер штрафа за нарушение земельного законодательства определяется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Такая оценка является более объективной, так как в этом случае учитываются ценность и площадь земельного участка, на котором допущено правонарушение.
Такое значительное увеличение административных штрафов повысит эффективность управления земельными ресурсами, снизит количество нарушений земельного законодательства, а также будет способствовать правомерному поведению землепользователей и, как следствие, снижению количества нарушений земельного законодательства.
Наталья Амелешина,
специалист-эксперт отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области. |