В конце августа в областном Доме художника открылась персональная выставка работ Ивана Павловича Короткова, художника, который, как сказано в аннотации к выставке, «не копирует реальность, а с её помощью, оперируя реальными объектами и субъектами, создаёт свой новый мир, наполненный символами и образами». Видимо, из этой особой способности «создавать новый мир» и произросло необычное название выставки – «Нелинейная реальность». Повод для такого события очень серьезный – наш земляк, член Союза художников России, преподаватель детской художественной школы И.П. Коротков в сентябре отметил 60-летний юбилей. В эти дни фрагменты «Нелинейной реальности» исилькульцы могут увидеть на выставке в историко-краеведческом музее. За нестандартным творчеством стоит неординарная личность, в этом, беседуя с художником, убедилась наш корреспондент Елена Обаева.
- Иван Павлович, если бы сейчас у Вас была возможность выбрать место жительства в любой точке земного шара, что бы Вы выбрали?
- Выбрал бы Исилькуль, свою малую Родину. Я родился в Городище, вырос на берегу прекрасного озера (а оно было прекрасным, полноводным, в котором было полно рыбы), на улице 8 Марта, №7. Под этим номером значился маленький домик, который наш отец построил своими руками. Был я по счету третьим сыном, и назвали меня Иваном.
У меня было прекрасное детство, мы росли на природе, катались на лодках и плотах по озеру, шныряли по лесам, летом постоянно купались, зимой на «снегурках», прикрученных к сто раз подшитым валенкам, с самодельными клюшками бились в хоккей.
Мой отец Павел Иванович, заправлял трактора и комбайны в поле. Буквально с пяти лет я был с ним. В шесть-семь лет я водил трактор «Беларусь», причем без кабины, со стороны это выглядело как в стихах «И только рубашонка пузырем».
В 1970 году 14-летним подростком я пришел в «художку» с твердым намерением стать художником и употребил все силы, волю, чтобы добиться цели. Затем была учеба в институте, после окончании института мы 17 лет прожили в Павлодаре, когда в конце 90-х встал вопрос, куда будем переселяться, сильно потянуло на Родину. В Исилькуле тоже живем уже 17 лет, и я не жалею, что вернулся сюда.
- А Вы никогда не задумывались, какую профессию выбрали бы, если бы не стали художником?
- К счастью, я не только художник, но и педагог. Возможно, сначала педагог, а потом художник. Прекрасные профессии, в других себя не представляю. Разделить их для меня невозможно, потому что даже на занятиях с учениками я рисую и пишу вместе с ними, показываю, объясняю, учу их и многому учусь у них.
- Вероятно, на различных выставках Вы неоднократно наблюдали, как зрители знакомятся с Вашим творчеством. Что Вы при этом чувствовали?
- Интересно наблюдать, как люди смотрят на мои работы. Некоторые равнодушно проходят мимо, другие останавливаются, отходят, смотрят издали, потом снова подходят. Восприятие зависит от степени подготовленности зрителя, от эмоционального настроя в момент просмотра. Некоторые пишут очень интересные отзывы, не на уровне понравилось или не понравилось, а делятся мыслями и чувствами, возникшими от увиденного. Осознаешь, что ты с этими людьми на одной волне.
- В омском Доме художника состоялась Ваша юбилейная выставка. Кого Вы пригласили на ее открытие?
- Были члены Союза художников, писателей, много моих друзей, а также известные омские художники старшего поколения: Шакенов Амангельды Абдрахманович у нас деканом был на факультете, Георгий Георгиевич Пилипенко, Санин Игорь Александрович, Желиостов Иван Иванович, все они так или иначе наши учителя, потому что мы всегда ходили на их выставки, смотрели, учились. Я им искренне благодарен. Получилось очень душевно, без официоза.
- Какие работы были на ней представлены?
- Для выставки я отобрал порядка 70 картин. Самые ранние датируются концом 80-х, и последние - 2016 года. В центре экспозиции - большая работа «Эволюция искусства». Она у меня концептуальная. Через фрагменты известных картин я отобразил историю искусства, как я её представляю: от рисунков первобытных людей через эпохи Джотто, Андрея Рублева, Рембрандта и других великих до конечной точки - «Черного квадрата» Малевича.
- Разве история искусства уже закончилась?
- Считаю, что в искусстве все уже придумано. Весь процесс развития завершился. Теперь будут только интерпретации. Сначала художники пытались добиться правдоподобия. Потом пришли к абстракции. Ну что еще можно придумать после «Черного квадрата»? Точка поставлена, это как пиксель, из которого строится компьютерное изображение.
«Черный квадрат» олицетворяет нефигуративное искусство, которое тоже очень интересное, хотя не все его понимают. Мы не видим привычного изображения реальных объектов, но и в абстрактных картинах все выстраивается по законам искусства, там есть ритм, есть и тональность, цвет.
- На омской выставке (а теперь и в Исилькуле) мне было очень приятно увидеть портреты наших земляков в серии «Исилькульские супер-старики». Конечно же, есть много фотоизображений этих людей, но потомки будут видеть их именно такими, как на Ваших картинах.
- Я в них столько любви и уважения к этим людям вложил! А вы А.Я. Дрыгу знаете? Он же не похож на этот портрет. И в то же время похож. Желание написать портрет появилось после прочтения его рассказов. Сделал его как земляка, не равнодушного к истории своей земли.
Очень хотел Танского Ю.А. написать. С большим уважением отношусь к нему, люблю его бесподобный голос. Сначала фотографии у знакомых просил, сам его однажды встретил, сфотографировал... Начал работать. И вот получилось!
С Г.Р. Гензелем дружим давно, он для меня самый главный «супер», это целая эпоха в исилькульской культуре.
- Я так себе представляю: когда художник учится, он сначала копирует. Потом приходит момент, когда, по мере накопления мастерства, он начинает показывать действительность не такой, какая она есть, а какой видит он сам…
- Не в мастерстве дело. Это происходит, когда приходит ощущение, что ты хочешь что-то сказать и можешь это сделать.
- Зрелость?
- Может быть зрелость, но наступает она у всех в разное время. Вот Левитан умер в 40 лет. Но это такой мудрец был! Его пейзажи просты, но если вы стоите у «Вечного покоя», вам умирать не страшно! Это поэт, который выразил свою душу через изображение пейзажа. Есть тысячи пейзажистов, которые великолепно пишут, но это просто изображение природы. А Левитан сумел нашу простую природу так одухотворить, так дать настроение и образ России, что люди это чувствуют и сопереживают.
- А в Вашем случае – когда произошел переход от ученика к художнику?
- Как во мне началось? Я был обычный пацан. Природу любил. В 14 лет вдруг решил стать художником. Учился очень упорно, выполнял все задания. Но художником я тогда еще не был. Потом я отслужил в армии, поступил в институт. Мне говорили, как и всем: надо делать много набросков, зарисовывать. Поехали мы на пленэр, в палатках расположились, я рано вставал и часам к 10 уже приносил 3-4 этюда. Много рисовал, но и тогда еще я не был художником. Преподаватели что-то говорили, критиковали, хвалили, но главного почему-то мне не говорили или говорили, я не слышал, не готов был услышать, понять.
И вот, курсе на 3-м появился у нас преподаватель Маслов Виктор Иванович. Показал тему этюды. Думал, похвалит, как обычно, а он меня раздолбал в пух и прах. «Что ты мне принес? Что ты хотел этим сказать? Зачем ты это рисовал?» Я ему: «Все говорят - рисуй больше, качество придет». А он: «Ты должен поставить задачу. На натуре ты должен понять, что тебя зацепило, и попробовать найти средства, чтобы выразить, что именно тебя зацепило». Я даже обиделся тогда на него. А потом что-то щелкнуло. С этого момента я стал смотреть другими глазами. Стал свои наброски делать совершенно осмысленно. Чему сейчас и учеников своих учу. Обязательно нужно знать, что хочешь показать и как это выразить. Вот когда человек начинает об этом задумываться, можно сказать, что художник получился.
- У Вас есть картина под названием «Счастливый». Она изображает летящего человека. Как Вы себе представляете, куда он летит?
- Трудно объяснить словами содержание живописи самому художнику, он ведь уже высказался средствами живописи. Если бы я был писатель, я бы объяснил словами. Но я художник. Я уже все сказал этой картиной. Если кто-то чего-то не увидел, то словами добавить нечего. Я высказался. Если будет что добавить, это будет другая картина.
А по поводу «Счастливого»... Однажды, ощущая настроение своё, своих знакомых, окружающих людей, почувствовал, или мне показалось, что мир, в котором мы живем, сильно изменился к лучшему. Впрочем, счастливым можно быть и в трудные времена…
- Каким был самый счастливый период в Вашей жизни? Был ли он и самым творческим?
- Самые счастливые периоды, это, конечно, молодость и рождение детей. А вот поворотным моментом в творчестве я бы назвал поездки на творческую дачу Союза художников СССР «Сенеж». Первая поездка была 1985 году, я работал два месяца в дизайнерской группе вместе с художниками со всех уголков Советского Союза. Самая важная поездка состоялась в 1989 году. Я начал осваивать технику офорта, познакомился с очень интересными офортистами. Работал, не разбирая суток, но больше ночами. После двух месяцев был как выжатый лимон. В итоге серия работ: «Камни», «Водитель», «Читатель», «Забава» и др. С ними участвовал во Всесоюзном Калининградском биеннале графики и в Международной выставке в Габрово, в Болгарии. Возвращался домой другой человек, уже более-менее художник Коротков Иван.
Все повторилось в 1990 году, и в этом же году принят в Союз художников СССР. Важным, плодотворным периодом был 1998 год, после долгого перерыва словно прорвало, написал работ на целую выставку (порядка сорока).
- Вы реализовались и в творчестве, и в профессии, и в семейной жизни. Есть ли что-то, что Вам не удалось?
- Не удалось пока в Исилькуле сделать больших монументальных композиций в мозаике или в настенной росписи.
-Традиционно: планы на будущее?
- Больших планов, честно говоря, не строю, просто живу, работаю, я обычный человек.
|