Накануне юбилея газеты, листая подшивки «районки» 60-х годов, мы наткнулись на снимок, опубликованный в номере от 1 мая 1964 года. На нем кокетливо улыбается симпатичная девчушка в веночке.
Подобные фото-этюды часто появлялись в те годы, когда увлечение фотографией еще не было массовым явлением. Под снимком подпись: «Я артистка. Фото-этюд А. Цыганка». Находку показали ветерану нашей газеты Анатолию Павловичу Цыганку, а он поделился с нами воспоминаниями и взглядами на фото-творчество.
- Анатолий Павлович, фотоэтюд «Я артистка» - это первая Ваша фотография, появившаяся на страницах газеты?
- Нет. Мой первый фотоэтюд появился в газете еще раньше – в самом начале 60-х, когда я после окончания института приехал в Исилькуль. На снимке была моя племянница Галя – хозяюшка, подающая на стол. А снимок 64-го года я, честно говоря, даже не помню: ни кто эта девочка, ни при каких обстоятельствах фотографировал. Я тогда снимал много – как любитель, фотографии посылал и в районную газету, и в «Омскую правду».
- У Вас ведь сельскохозяйственное образование. На работу в газету Вас увлечение фотографией привело?
- Окончил сельскохозяйственный техникум, а потом, после службы в армии, институт. Начал работать зоотехником в Исилькуле, на Госплемстанции. Организация эта была межрайонная. И вот однажды – очень неожиданно для меня – мне предложили возглавить сельхозотдел в газете Москаленского района «Сельская новь». Поначалу, конечно, понятия не имел, как это делается. Там я проработал примерно год, немного разобрался, что к чему. А потом Николай Иванович Радул меня в Исилькуль переманил, семья-то у меня здесь оставалась. В 1968 году начал работать в «Знамени».
- Тогдашний состав редакции помните?
- Редактором была Ефросинья Панфиловна Холодова. Николай Иванович Радул был заместителем. Сергеев Павел Федорович тогда работал - удивительный был человек, талантливый, у него не только высшего образования не было, но, по-моему, даже среднего, а писал очень неплохо. Еще Дудьев Михаил Ильич, Валерий Александрович Реммлер тогда начинал... По-моему, это были настоящие звезды районной журналистики.
Меня сразу в отдел писем посадили. Так что начинал я не фотокором, а поневоле оказался пишущим. Хотя у меня очень большой ущерб в русском языке. Я ведь 7 классов школы окончил, потом техникум, где русский язык был постольку-поскольку. Это для меня было самое больное. А фотоаппарат – это родное. Его я, конечно, из рук не выпускал.
- А Вы все свои фотоаппараты помните?
- Хорошо помню первый. Это была «Смена». В 50-х годах купил. Снимал все подряд. Помню, однажды маму просил остановиться, попозировать. А она говорит: «А ты лови меня». Так ведь и правда, в динамике-то лучше получается. Вот поэтому я всю жизнь старался в снимках движение передать.
А потом фотоаппараты были разные: «Зенит» – прекрасный фотоаппарат, он у меня и сейчас еще цел, «Ленинград», «Искра»... Цифровой не собирался осваивать, но как-то получилось, что взял в руки и оценил и качество съемки, и возможность не печатать фотографии, а просто «загнать» в компьютер и смотреть при желании, да еще и показать всему миру в интернете.
- Сейчас ведь очень многие фотографируют. Может быть, посоветуете что-нибудь тем, кто увлекается?
Посоветовал бы так: снимайте, показывайте, сохраняйте наши места. Я в свое время сделал большую глупость: уничтожил много пленок. А теперь вот думаю: столько интересных людей передо мной прошло, столько интересных мест. Поэтому сохраняйте даже те снимки, которые вам кажутся неудачными или ничего не значащими, все они рано или поздно становятся историей.
Беседовала Елена ОБАЕВА. |