25 декабря 1941 года на постоянное место дислокации – станцию Исилькуль - прибыл из Петропавловска пожарный поезд. Привел его первый начальник поезда Василий Андреевич Головин, участник боевых действий 1939 года по освобождению Западной Украины.
С большим трудом формировался личный состав пожарного поезда - 53 человека. Набирали девушек из деревень Лебяжьего, Медвежки, из Казахстана, а также прибывших по ранению с фронта солдат. Во время войны в поезде работали начальники караула Чернецкая, Хмара, Панасенко, Малков; мотористы Климентьева, Санькова; пожарные Кирсанова, Харченко, Холодова, Емельянова, Сычева, Лебедев, Рыбкин, Федин, Глухих, Торопов, Пшеничников, Морозов, Койло. Кроме тушения пожаров, они осуществляли охрану станции. Работали в две смены, одну неделю в день, другую - в ночь. На вооружении поезда находились 2 мотопомпы английского производства, 7 рукавов, 2 цис-терны с водой, находившиеся в деревянных вагонах. Цистерны отапливались по типу самовара, в зимнее время в топках постоянно поддерживался огонь. У личного состава были винтовки, а у руководства - наганы.
В 1942 году В.А. Головина отправили на фронт, где он пропал без вести, его место занял Иван Панасенко. В 1944 г. начальником пожарного поезда назначен Василий Иванович Голеницкий. Служба в пожарном поезде шла своим чередом. Работники, кроме тушения пожаров, назначались на охрану депо, угольного склада, ОРСа, западного и восточного парков, участвовали в пикетах на станциях Москалнки, Пикетное и других - для проверки документов пассажиров на остановках поездов. Занимались и своей главной задачей – профилактической работой на объектах железнодорожного транспорта по соблюдению пожарной безопасности.
Во время войны крайне неблагополучным было положение с пожарами в подвижном составе от искр паровозов. Они составляли до 1945 года около 38% случаев возгорания и приносили 74% всех убытков от пожаров. Поэтому осматривались все поезда. Пожарные следили, чтобы поступающий в топку уголь был смочен водой (это уменьшало выброс искр). В жаркую погоду стоящие в голове платформы груженые древесиной вагоны поливали водой. Конечно же, участвовали в тушении пожаров. Наиболее большие из них: 1943 г. – элеватор на ст. Москаленки,1944 г. - птицекомбинат.
Пожарные получали 360 рублей оклада и 300 рублей пайковых. А хлеб на рынке стоил 250 рублей. В зимнее время работникам поезда выдавались шинели, кубанки из барашка. Для сравнения, машинист поезда - получал 3600 рублей. Для улучшения материального положения стали развивать подсобное хозяйство. К 1944 году у поезда имелось 20 га своей земли. На ней выращивали пшеницу, просо, горох, ячмень, картофель. Личный состав поезда жил в бараке, рядом находилось хранилище под урожай.
После Победы возвращались фронтовики и постепенно заменяли на рабочих местах женщин. В июне 1949 года было утверждено Положение о военизированной охране, которая состояла из стрелковых и пожарных подразделений. Теперь функцию охраны выполняла стрелковая команда. На работу принимали мужчин в возрасте 20-50 лет, прошедших службу в рядах Советской Армии.
В 1952 году, в связи с созданием вневедомственной охраны при органах милиции, прошло сокращение личного состава. В поезде осталось 13 человек. Работали в 3 смены. Сутки караул находился на смене, сутки отдыха, на вторых сутках - добровольный выход на работу.
С 50-х годов в отряде проводятся соревнования по пожарно-прикладному виду спорта. Исилькульские пожарные регулярно участвовали в них, занимали призовые места. Улучшалось положение с обеспечением личного состава форменной одеждой. Выдавались регулярно теплое белье, гимнастерки, фуражки синего цвета, сапоги, шинели, шапки, погоны. В 60-х годах к вещевому довольствию добавились солдатские бушлаты.
В 1956 году был принят генеральный план электрификации железных дорог. С 1958 года по станции стали проходить электровозы. Личному составу пришлось столкнуться с новой проблемой: тушением подвижного состава под контактной сетью под напряжением. После многих занятий, зачетов эта задача была решена.
В 1957 году на станции Кухарево вагон сошел с рельсов, произошло крушение. Вызвали пожарный поезд. Тушение было затруднено тем, что прибывшие танки просто сбрасывали вагоны с рельсов, вагоны разбивались, а в вагонах был разный груз, и он горел. Пожарные проявили настоящий героизм и хорошую выучку, пожар был потушен, и через 10 часов движение поездов продолжилось. В 1960 году на Урале горел на большой площади торф. Пожарный поезд послали на помощь, работали в течение месяца. В 60-70-х годах участвовали в ликвидации пожаров на городском элеваторе, в вагоне-ресторане на ст. Карагуга, тушили цистерну с бензином на ст. Исилькуль.
В 1967 году на пенсию ушел начальник поезда В.И. Голеницкий, его место занял Михаил Илларионович Григоров. Сплотили коллектив и долгое время вели его за собой работники, прошедшие войну. Эти люди являются гордостью поезда: В. Головин, И. Панасенко, М. Желоботкин, Д. Малков, И. Карев, И. Полтавец, А. Пшеничников, М. Григоров, М. Ковалев.
В 70-е годы личный состав поезда составляли 17 человек. В 1979 году утверждены новые нормы вещевого довольствия. В этом же году в боевой расчет поставили вагон-гараж с автомобилем ЗИЛ-131. К концу 70-х в поезде работали 22 человека. В 1980 году в боевой расчет был поставлен цельнометаллический вагон-насосная. В то время он казался верхом совершенства: просторная кухня, караульное помещение, комната отдыха, помещение для пожарной техники. Вместо МП-1200 поставили более мощные мотопомпы МП-1600.
В 1988 году начальником поезда был назначен Виктор Николаевич Горяев. В 1994 году пожарный поезд аттестуется как аварийно-спасательное формирование по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на объектах и в подвижном составе. Крупные пожары этого времени: загорание цистерны с мазутом в депо, пожары на подстанции, в трех жилых бараках, в крытом вагоне с технической ватой. 21 раз устраняли аварийные ситуации на станции. Среди них течи из цистерн с бензином, дизтопливом, жидким пеком, метанолом, соляной кислотой.
В 1997 году впервые команда пожарного поезда в составе С. Иванчика, В. Барышникова, С. Борзова, В. Никитина, Н. Дорогова, А. Павличенко, В. Новикова заняла первое место по пожарно-прикладному виду спорта на первенстве Омского отряда. Осенью 1999 года была создана профсоюзная организация, профгруппоргом был избран начальник отделения Леонид Леонидович Любичев.
В 2001 году службу военизированной охраны переименовали в службу ведомственной охраны. Руководителем службы ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге назначен Николай Федорович Долгих. С его приходом в пожарном поезде полностью заменили всю пожарную технику, пожарно-техническое вооружение, получили современную боевую одежду пожарного, новую, комфортабельную вагонную насосную станцию. Улучшились социально-бытовые условия, заработная плата увеличилась в разы.
В 2001 году при пожарных поездах образуется газодымозащитная служба. Личный состав обеспечивается дыхательными аппаратами, панорамными масками. В настоящее время сотрудники пользуются аппаратами «Профи». Создан пост ГДЗС, где находятся аппараты с масками (за каждым пожарным закреплен личный аппарат). На посту находятся стеллаж с пустыми и полными баллонами, приспособление (скат) для выполнения первой проверки аппарата, компрессор для закачки пустых баллонов, плакаты с приемами использования аппаратов. Поезд оборудован навигационной системой ГЛОНАСС, установлена поездная радиостанция.
Каждый год команда поезда участвует в соревнованиях. В 2013 году 1 место заняло звено из караула № 2 в составе пожарных Е. Геншеля, М. Щефановича, А. Полонца. В данный момент в пожарном поезде работают 27 человек. Начальник Сергей Николаевич Семенцов.
Л.Л. ЛЮБИЧЕВ,
начальник отделения пожарного поезда станции Исилькуль.
|