Вы когда-нибудь рассматривали карту Исилькульского района? Не схематичную, а подробную, на основе современных съемок из космоса? Оказывается, даже поверхностный взгляд может приоткрыть любопытнейшие страницы нашей истории.
Давайте попробуем вместе: набираем в интернет-поисковике Google Карты, отыскиваем наш район, переключаем изображение со схематичного на реальную фотографию местности. А теперь поднимемся от Исилькуля к Солнцевке, Водяному и еще чуть выше – к юго-западному берегу озера Соленого. Видите линию ровных кружочков вдоль кромки воды? Часть из них размыта и залита водой, а часть представляет собой небольшую возвышенность с темной точкой посередине. Оказывается, подобные образования давно известны археологам и квалифицируются как жилищные впадины или жилищные ямы. То есть это следы жилищ тех людей, которые заселяли здешнюю территорию, вероятно, задолго до хорошо изученного историками периода с момента основания первых казачьих редутов – Лосева, Первого Тарского и Солено-озерного (1752-1755 гг.).
Всмотреться в карту и обратить внимание на этот факт мне подсказал Иван Иванович Походий. По профессии он ветеринарный врач, а по увлечению – археолог-поисковик, исследователь истории. Обнаруженные «кружки» он внимательно рассмотрел не только на карте, но и в натуре, на местности. Темное пятно в центре возвышенностей – это, скорее всего, следы от очага. А там, где окружности размыты водой, на срезе можно увидеть глину-беляк, которой нет в окрестной почве, – ее явно специально натаскали из леса для укрепления стен.
«На территории района таких образований довольно много, – говорит Иван Иванович. – С юго-восточной стороны от озера Соленого есть четыре впадины гораздо большего размера, примерно по 40 квадратных метров, с четырьмя входами с разных сторон. Можно предположить, что это были не жилые, а какие-то общественные, возможно, производственные помещения. Знаю от старожилов и почитал в интернете, что русаки, славянские народы строили землянки, как правило, с двухскатной крышей, предполагающей стены в виде прямоугольника. А здесь круглые – культура другая. Такие круглые жилища были у кочевых племен».
По словам поисковика-любителя, можно отыскать на берегу и древние глиняные черепки – осколки толстостенной (до сантиметра и больше), посуды, черной изнутри. Вероятно, для окрашивания в керамику добавляли толченый уголь. «Поскольку это только отдельные фрагменты, обломки, для серьезных археологов они интереса не представляют, – объясняет он. – Я так понял, что у археологов вообще сложилось общепринятое мнение, что на территории Исилькульского района ничего интересного нет, все, что было в курганах, очертания которых тоже хорошо видны на снимках из космоса, расхищено еще во времена покорения Сибири Ермаком. Частично это так. Знаменитая петровская коллекция скифского золота в кунсткамере – она же из наших мест. Когда заселялась Сибирь, был издан царский указ – грабить татарские курганы-могильники. А когда Петр понял, что ценности очень большие, запретил это делать. Но казаки жили бедно, порой настолько, что некоторые семьи даже побирались, а потому потихоньку продолжали поиски сокровищ.
Наш род Ледовских (по матери) – из первооснователей Первотаровки, то есть, идет напрямую от дружины Ермака. Рассказывали, что был Первотаровский курган очень богатый, но его казаки растащили вплоть до того, что даже землю срыли, использовали на свои нужды. И все же далеко не все интересное у нас уже найдено и изучено».
И в подтверждение своих слов Иван Иванович извлек из принесенного пакета два тяжелых каменных предмета. В одном из них любой хоть однажды рассматривавший музейные экспозиции сразу узнает жернов для размола зерна. Только в отличие от больших плоских кругов этот совсем невелик в диаметре, всего около 15 см. «Жернов я нашел в урочище Старолосево, на свежевспаханном поле, вот на нем даже отметины от плуга видны, – показывает он. – Когда в мае пашут поля, я обычно выхожу на поиски, – из земли выворачивает немало любопытного. А для меня любой камень интересен, потому что в нашей местности нет естественных выходов горных пород, они явно перемещены откуда-то с Урала. Когда нашел жернов, стал размышлять, почему он такой маленький. Я помню наши жернова: это хороший блин по 30-40 см в диаметре. У земледельцев всегда большие жернова были, потому что зерна много. А это жернов кочевника, он большую тяжесть с собой не потащит. И использовался этот жернов иначе – к нему должна быть ответная чаша, в которой его катали, как колесо».
А вот о предназначении второго камня, на торце которого четко просматривается силуэт головы барана, даже у историков нет единого мнения. Иван Иванович отыскал в интернете материалы на эту тему и поделился ссылками. Так, из статьи О.П. Ченченковой и А.Д. Таирова «Плитка с изображением головы барана из села Каракульского (Южное Зауралье)» узнаем, что в настоящее время известно почти шестьдесят таких находок, а «вопрос о функциональном назначении и культурно-хронологической принадлежности плиток до сих пор остается дискуссионным». Скорее всего, это были алтари-жертвенники или тёрочники для краски, широко применявшейся в погребальных обрядах. А в статье С.В. Хаврина «О датировке каменных плиток с изображением головы барана» читаем, что «большинство каменных плиток со скульптурным изображением головы барана мы можем теперь с уверенностью отнести к кругу раннебронзовых культур Южного Зауралья конца III – первой половины II тыс. до н.э.». Кроме того, судя по приведенным автором рисункам исследованных археологами плиток, находка из деревни Берёзово Тюменской области очень похожа на ту, что хранит И.И. Походий.
По словам Ивана Ивановича, плитку с головой барана нашел всё в том же урочище Старолосево ещё его дед Степан Михайлович Ледовских, когда, будучи ревизором КРУ, ехал на лошадке по своим служебным делам. Но ни в какие научные или административные организации ни он, ни его внук о своих находках раньше не заявляли. А вот теперь Иван Иванович решил «рассекретиться». «Чтобы наши земляки не горевали, что они где-то на задворках мира живут, а интересовались и гордились историей своей земли», – объяснил он побудительный мотив своего обращения в редакцию.
Светлана ТАРАСОВА.
Кстати
Похожих на исилькульские округлых земляных впадин много по берегу Иртыша. И, например, городища Большая Пристань-I и Новоягодное-I в Знаменском районе, обследованные экспедициями Томского университета и Омского пединститута, где находятся несколько десятков жилищных впадин, по найденной керамике ученые датируют Х-ХIII веками нашей эры, но встречается там в незначительных количествах и более ранняя керамика потчевашской культуры, что позволяет удревнить дату городищ, оставленных, предположительно, предками угорского народа, хантов и манси, до VIII и даже до VI веков нашей эры.
|