Со многими ли кинорежиссерами вы знакомы лично? А если я скажу, что он ещё и сценарист, и актер, и… студент совсем не столичного и далекого от кинематографии вуза? Знакомьтесь: исилькулец Сергей Токарев – автор четырёх (!) короткометражных художественных фильмов.
С Сергеем мы познакомились, когда он ещё 15-летним учеником исилькульского лицея принес в редакцию свою фантастическую повесть. В том, что местом действия юный автор выбрал так называемую Зону – вымышленное пространство, компилированное из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», кинофильма Тарковского «Сталкер», серии одноименных компьютерных игр и целого литературного направления, – пожалуй, нет ничего необычного. А вот главный герой повести меня тогда удивил: выпускник семинарии, решительно намеренный изменить мир Зоны к лучшему. По ходу сюжета совсем не по-детски описывались его размышления, душевные терзания, изменение личности. А на мой вопрос, откуда у него такие глубокие знания об организации Богослужений, Сергей ответил, что сам служил в храме алтарником – помощником священника. Согласитесь, совсем нетипичный опыт для современного подростка.
В другой ипостаси – актерской – одиннадцатиклассник Сергей Токарев предстал перед исилькульским зрителем в спектакле народного театра им. Н.С. Глевского «Лгунья». Его исполнение роли Джимми было удостоено диплома за лучшую роль второго плана на XVI областном фестивале любительских театров «Театральные встречи. Колосовка-2013».
С театральным коллективом, который впоследствии оформился в отдельную студию «ТоКИНО», Сергей (к тому времени уже студент социально-гуманитарного факультета Омского госуниверситета им. Достоевского) и снял свои первый, как он считает, «пробный» короткометражный фильм «Мафия». Несмотря на полную самодеятельность, то есть, отсутствие у кого-либо из участников профессионального опыта киносъемок, фильм прошел отборочный этап и участвовал в основных показах двух кинофестивалей – студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» (Москва) и молодежного фестиваля короткометражного кино и анимации «Новый горизонт» (Воронеж).
Когда, спустя год, студия «ТоКИНО» представляла в Исилькуле свой второй игровой фильм – «Мать», сценаристом и режиссером которого выступал Сергей, в нашей газете появилось интервью с ним. В обсуждении фильма после просмотра приняли участие старшеклассники Исилькульского лицея, Цветнопольской школы Азовского района, фильм выложен в свободном доступе на интернет-сайте YouTube, и на сегодняшний день его просмотрело около 2 900 зрителей.
В 2015-м году в Омске была снята 9-минутная картина «Про музыку» – про молодежь, с юмором. И вот теперь новая работа – мучительный поиск себя, духовных ценностей, «сбитые ориентиры» у молодежи, искореженные войной судьбы и неспособность адаптироваться в обществе сразу у четырех поколений россиян, уместившиеся в 37 минут экранного времени. К достоинствам фильма «Потому что люблю» можно отнести отсутствие дидактизма, основная идея преподносится «не в лоб», а через создание символических образов, которые, с одной стороны, всем достаточно понятны, а с другой – оставляют простор для собственного осмысления, интерпретации. Видеоряд, актерская игра довольно качественные, музыкальное сопровождение является продолжением развития сюжета. А вот что лично я отнесла бы к недоработкам – это местами не очень внятный, не выстроенный по уровню звук – не зря же к подавляющему большинству игровых фильмов речевая фонограмма пишется в студии, уже после съемок и монтажа.
Но, как говорится, сначала сделай лучше, а потом критикуй. И то, что этот молодой парень и его команда, казалось бы, при минимуме возможностей воплощают в жизнь то, о чем другие даже помечтать не решаются, вызывает огромное уважение.
После просмотра фильма у меня появилось несколько вопросов, на которые Сергей Токарев прислал довольно развернутые ответы.
– Тематика фильма «Потому что люблю» очень непростая, небанальная. Откуда у Вас, 21-летнего парня, эта боль, желание разобраться в самых, пожалуй, сложных жизненных вопросах? Может, к таким глобальным темам правильнее подступаться уже будучи умудренным жизненным опытом?
– Может быть, и правильно быть умудренным жизненным опытом. Надеюсь, фильм не представляет собой детский лепет. Но все-таки иногда достаточно понимать и видеть вокруг себя людей, чтобы пробовать разобраться в сложных процессах, не состарившись. Встречал, например, людей, уже семейных, имеющих работу, деньги на хороший ремонт дома, машину, но при этом любящих сидя на теплой, комфортной кухне жаловаться на жизнь и правительство. И смешно, и грустно. Раньше хотели освободиться от того, что всё за вас решают, свободы хотели, а получили – требуют того, от чего отказались. Начать надо с себя, вокруг себя бардак убрать.
Поэтому, может, это хорошо, что желание разобраться проявляется в 21, это лучше, нежели беззаботность, а то и вовсе слепота к действительности. Ведь чтобы понять, куда двигаться дальше, надо хоть чуть-чуть проанализировать то, что было до тебя, осмотреться: а где я нахожусь? И если есть вопросы к этому прошлому – ответить на них. Некоторым, да даже большинству, надо в переносном или даже в прямом смысле, как герою фильма в исполнении Виктора Чупрынина, дать по башке, чтобы он начал думать. Думать в принципе, я не об идеологии и убеждениях, человек думающий – это человек, у которого есть ценности. Кому-то, к сожалению, чтобы начать думать, понять, поверить, полюбить, уверовать, и вовсе надо умереть, мы это тоже показали. Только после возникают вопросы: «А что, собственно, произошло?» «Почему?» - ключевой вопрос фильма, но для ответов на вопросы была дана жизнь - поздно.
– Съемки фильма шли и зимой, и весной, и летом, место действия – и свалка, и железная дорога, и больница, и какой-то сосновый бор. В создании фильма задействовано немало людей разных возрастов, от школьников до пенсионеров. А все это, соответственно, требует огромных временных, финансовых затрат. Как все это удалось осуществить, что объединяет таких разных людей в студию «ТоКИНО»?
– Это и правда колоссальная работа. В нашем кино денег нет, есть дружба, взаимопонимание, энтузиазм и личные затраты. Можно иметь хорошего оператора, он включит камеру, выстроит тебе правильную композицию кадра, будет иметь профессиональный опыт, но чтобы попасть туда, где это сделать, доехать, дойти в нужное время года, погоду, момент, надо иметь друга. Так вот у меня такой друг есть – Роберт Николаевич Батрутдинов, благодаря которому, зачастую, мы попадали туда, где только и надо было снимать, либо не снимать вообще.
Или нужен именно бюст Ленина, и именно венские стулья, а не современные – в фильме много символов. А это уже во многом благодаря Нине Анатольевне Королёвой – она это доставала, договаривалась. Помогала в разборе сцен, уточнении деталей, там, где я сомневался. Даже целый этаж бывшей железнодорожной больницы на съемку финальной сцены нам дали благодаря ей.
Учитывая контекст, в котором мы снимаем наше кино, разве это не подвиг? По-моему, да. Но не мой. Сниматься в минус двадцать градусов, кататься, куда заблагорассудится сценарию и режиссёру, уже в немолодом возрасте, без условий и всякой выгоды – Владимир Константинович Мельников – пожалуйста!
И таких людей у нас, считай, вся съемочная команда. Все титры – это люди, которые чем-то пожертвовали (я не о деньгах). Наверное, их объединяю я, как бы странно это ни звучало. А потом уже общая идея, цель и так далее. Но я без них никто. Кино делает вся команда, и это не мое, а наше кино. В общем, они замечательные люди – это и есть ТоКИНО.
– Получили ли Вы от показов предыдущих фильмов тот эффект, на который рассчитывали? Наверняка, были не только хвалебные отзывы, как относитесь к критике? Хотелось бы Вам сегодня что-то исправить в тех фильмах?
– Самое важное для нас, чтобы зритель понял, что мы хотели сказать. А потом уже идет эффект. До сих пор по тому или иному фильму периодически люди пишут, отзываются. Стараюсь передавать комментарии команде или конкретным исполнителям ролей. На счет разности отзывов, не хвастаюсь, но положительных в разы больше, хотя бы потому, что люди примерно понимают, чего стоит снять кино без денег и непрофессионалам. Поэтому некоторые претензии отпадают. Хотя появляются один-два человека, которые пытаются критиковать, под вымышленными именами, проще говоря, анонимно. Это люди, которые сами ничего не делают, в основном, они только говорят, – никто и не собирается запрещать им заниматься тем единственным, что они могут.
Исправить?.. Сценарно, наверное, нет. Технически и монтажно – возможно, да. Установкой актерам – да, уж очень это уходит в некоторых сценах на второй план. Потому что на организацию – «раскадровку», развод, съемку сцены уходит очень много времени, а все люди занятые, выкроили на это пару часов, приходится снимать без репетиций. Поэтому где-то не успеваешь более детально проработать с исполнителем роль и просто не осознаешь в спешке упущений.
Но это опыт, учитываем ошибки и сейчас уже выстраиваем другую систему организации и съемок – качество от раза к разу должно только улучшаться по всем показателям.
– Где и когда исилькульские зрители смогут познакомиться с новым фильмом?
– Первый предпремьерный показ фильма «Потому что люблю» уже состоялся 22 декабря в стенах социально-гуманитарного факультета ОмГУ. Сейчас мы договариваемся о показе в исилькульском КДЦ «Победа», прийти на него смогут все желающие, о конкретной дате и времени сразу же сообщим на страничке нашей группы «ВКонтакте»: http://vk.com/tokino1. Мы снимали это кино год, и будем рады, если наши земляки увидят и оценят наш труд.
Светлана ТАРАСОВА. |