Из Исилькульского лицея – в финал всероссийского конкурса

Учитель русского языка и литературы исилькульского лицея Мария Власова приняла участие в финале Всероссийского конкурса "Учитель года", прошедшем в феврале этого года.

И хотя от первой пятёрки Марию отделил всего один шаг, молодой педагог считает себя победителем, в первую очередь — своих внутренних страхов и переживаний. О работе учителя, участии в конкурсе накануне Международного женского дня Мария Власова рассказала корреспонденту "Знамени" Андрею Варкентину.

Мария Олеговна, Вы учились на филологическом факультете  Омского государственного университета, по образованию журналист. С 2016 года работаете в исилькульским лицее учителем русского языка и литературы. Вообще когда-нибудь представляли, что будете работать учителем?

— Нет, я не собиралась становиться педагогом. И даже в видео, записанном перед школьным выпускным, Роберт Николаевич (Батрутдинов, прим. редакции) спрашивал: пойдёт ли Маша в учителя? Я отвечала: «Да Вы что, я и дети несовместимы». Но как оказалось, детей я люблю, и своих родных, и чужих, которые за время общения в школе становятся близкими. Мне потребовалось 10 лет и 4 места работы для того, чтобы понять, что нужно вернуться в родную школу преподавать русский язык и литературу.

         Когда я только пришла в лицей, мне немного иначе представлялась профессия учителя. Я и не предполагала, насколько это серьёзный труд. Не думала, что столько эмоций, столько чувств, столько переживаний вкладывается в каждый урок для того, чтобы просто рассказать какую-то тему, элементарное правило, выстроить контакт с детьми. Но мне повезло. Сегодня мои коллеги — это мои учителя, которых я считаю своими наставниками, мэтрами педагогики, всегда равняюсь на них и горжусь, что училась именно у них. Я беру с них пример. Также мне достались замечательные классы, с которыми мы быстро нашли общий язык, и до сих пор мы не утратили эту ценность.

Первое время трудно было с методикой, так как я не преподавала и не знала всех особенностей психологического развития школьников, их критического и креативного мышления. Быстро адаптироваться в плане профессиональном помогли поддержка коллег и моего главного наставника Акуленко Натальи Николаевны, желание стать профессионалом: я прошла курсы переподготовки, участвовала в разных конкурсах, семинарах.

—  Сегодня мало кто выбирает профессию учителя. Но это же очень востребованный и важный труд. Это и последний год показал, когда дети учились дистанционно, и у родителей не всегда хватало терпения сидеть с ними, контролировать. А учитель должен уметь за 40 минут урока, для 20-30 человек, соблюдая этические нормы, выдать учебный материал. На Ваш взгляд, как сделать правильный выбор, раздумывая идти ли в учителя, и как не опускать руки в процессе работы?

— Мне сложно сказать что-то студентам, которые собираются стать педагогами. Но вот когда я была на конкурсе, мы выступали в Волгоградском педагогическом университете, и передо мной сидели ребята, которые учатся по специальности русский язык и литература. Я им позавидовала, в хорошем плане, потому что они уже выбрали свой жизненный путь и готовы стать учителями. Некоторые уже работают, у них горят глаза, они знают, чего хотят. Я уверена, они будут хорошими учителями. И даже не только в предметном плане. Всё-таки учитель — это синтез любви к детям, понимания каждого, желания искать что-то новое. Учитель не может всё время приходить на урок и демонстрировать одно и то же. Он каждый день должен удивлять. А ещё эта работа позволяет сохранять молодость. Ни одного старого учителя я не видела! Потому что постоянное желание развиваться, общение с детьми, их позитивная энергия оказывают омолаживающее воздействие на человека. Школа — это территория вечной молодости, радости. Бывает, с утра настроение плохое, а придёшь на работу — один слово доброе сказал, другой пошутил, кто-то хорошо на уроке ответил. И настроение становится лучше. Говорят, что учитель должен оставлять эмоции за дверями в кабинет. Но не всегда это возможно. Я считаю, что эмоции, искренние, между учителями и учениками должны быть, на них и держится школа.

— Перейдём к Вашему участию в конкурсе "Учитель года". Каков был первый шаг к нему?

— Это 2018 год и участие в конкурсе "Дебют". Тогда я проработала учителем всего полтора года. В области, как мне казалось, я выступила хорошо. Думала, что получу призовое место. Но в итоге оказалось, что мне не хватило методики и практики. После конкурса решила: всё, больше нигде никогда не буду участвовать. Но моё вечное желание узнавать что-то новое заставило в 2019 году принять участие в муниципальном этапе конкурса "Учитель года". Став победителем, я поехала на областной этап и заняла третье место. Решила, что всё, на этом моё участие заканчивается. Но 3 декабря 2020-го мне позвонили из регионального Министерства образования и сообщили, что надо готовиться к всероссийскому этапу "Учителя года". Для меня это было полной неожиданностью.

— Как проходил конкурс? Вы ездили в Волгоград, как это было?

— Для меня всё это стало необычайным приключением. Начать с того, что я впервые в жизни летала на самолёте. В Волгограде нас очень гостеприимно встретили. И если в первый день ещё были какие-то страхи и сомнения, то после торжественного открытия я почувствовала в себе уверенность, расправила плечи, потому что каждый, кто выходил на сцену, говорил нам: "Вы лучшие". А учителю иногда очень нужно это услышать. В нашей профессии, как и в других, происходит эмоциональное выгорание. Подбадривали праздничная атмосфера и ощущение себя причастным к такому огромному коллективу профессионалов — учителей России. Конечно, волнение было. Но в то же время у меня появилось желание не просто достойно представить Омскую область, но и показать, что я умею как учитель.

— Какие конкурсные испытания предстояло пройти?

— Первый этап предусматривал методическую мастерскую и урок. К этим испытания мы с ректором ИРООО Горбуновой Татьяной Станиславовной, заведующим кафедрой русского языка и литературы Четвертных Татьяной Владимировной, заведующим отделом сопровождения профессиональных конкурсов Кочиной Татьяной Георгиевной готовились основательно, прорабатывая каждый шаг и каждое слово, а после апробации на уроках в нашем лицее и гимназии №19 г. Омска корректировали сценарий будущего конкурсного урока. На методической мастерской мы за 15 минут рассказывали, какими приёмами пользуемся на уроках. Потом был 35- минутный урок, по окончании которого отводилось 10 минут на его анализ: что получилось, что нет.

За две тысячи километров я ощущала колоссальную поддержку от коллег, моих учеников, друзей и родных, которые смотрели трансляции, писали комментарии, делали репосты. Я искренне благодарна каждому подбадривающему слову – для меня это было важно. Один  день перерыва, и нам сообщили, кто вышел на следующий этап, это всего 15 человек. Оставшиеся 70 участников, я в том числе, заняли почётное 16-е место. Пятнадцать учителей проходили дальнейшие испытания, по итогам которых были определены пять финалистов, а затем и победитель.

— А как для участников было организовано свободное от конкурса время?

В один из вечеров был проведён своеобразный капустник, выступали композитор Артур Заруба и поэт Олег Парамонов, победители конкурса «Учитель года» прошлых лет. Они до того проникновенно исполняли песни о школе, о близких, на жизненные темы, что никто не остался равнодушным. Для нас были организованы экскурсия на Мамаев курган, в музей Сталинградской битвы, увлекательный квест от активистов волгоградского профсоюза работников образования, мы приняли активное участие в мероприятиях, посвященных 78-летию со дня окончания Сталинградской битвы. А на концерте симфонического оркестра меня и ещё двух учителей, у которых день рождения случился во время конкурса,  пригласили на сцену, вручили торты с изображением пеликана — символа конкурса. Так что своего, пусть и не хрустального, но шоколадного пеликана я получила.

— Кто принимал участие в конкурсе?

85 учителей, разные предметы, разный педагогический стаж. Были те, кому в этом году исполняется 60 лет, и ребята 1994 года рождения. Но когда мы общались, разницы в возрасте не замечали. У всех горят глаза, все интересуются опытом работы друг друга, приёмами, которые используются на уроках. Все мы там оказались неспроста, и каждый использовал шанс, предоставленный судьбой. Больше всех филологов, 12 человек. Но были и физкультурники, и учитель музыки. Предметы разные, люди разные, но энергия, драйв и профессионализм всех объединяли. 

— Среди конкурсантов были учителя из небольших населённых пунктов? И вообще, по Вашему мнению, сегодня в достижении целей имеет значение, где ты живёшь?

Я всегда придерживалась точки зрения, что независимо от того, где ты живёшь, можно добиваться успеха. Тем более современные технологии позволяют выйти на любой уровень. Было бы желание и цели. Иногда просто сложно переломить себя и сказать, что "я хочу и могу". Проще сказать "нет, это не для меня". Но это выбор каждого. На конкурсе были участники из небольших отдалённых посёлков, из областных центров. Ещё этот конкурс позволил познакомиться с богатой российской культурой и географией. Камчатка, Бурятия, национальные республики, везде интересные и умные люди живут. И это серьезное основание гордиться своей страной. Сейчас мы состоим в одном чате, продолжаем общаться, делиться новостями. И радостно от понимания, что в каждом регионе есть человек, к которому ты можешь обратиться. И те эмоции, которые мы разделили на 85 человек, оказавшись в одно время в одном месте, уже никогда не повторятся, я этим дорожу.

— Вы вернулись и на следующий день вышли на работу. Как встретили коллеги, ученики?

— Коллектив встретил хорошо, дети сильно соскучились, были очень рады. Я видела искренние улыбки. На первом уроке я рассказала детям о Мамаевом кургане и музее Сталинградской битвы, которые посетила. Я никогда настолько не испытывала любовь к Родине, как там. Когда ты поднимаешься на курган, его атмосфера полностью поглощает тебя. И там у меня были не слёзы грусти и печали, а радости и гордости от понимания того, к какому сильному народу и стране я принадлежу. Остаться равнодушным невозможно. Когда я рассказывала детям, как создавался Мамаев курган, в классах стояла полная тишина.

— Такой важный этап в Вашей профессиональной жизни позади, какой вывод Вы для себя сделали?

— Пока трудно сформулировать. Такое приключение со мной произошло впервые, но для меня оно закончилось успешно. Я смогла перебороть свой страх выступать перед большой и серьёзной публикой. Приобрела новые знакомства, опыт, поставила перед собой новые цели, определила задачи. Сейчас цель для меня — повысить уровень своей образованности, за этим скрываются новые возможности.

— Мария Олеговна, спасибо за интересный разговор. Поздравляю Вас с успешным участием в конкурсе, с наступающим Международным женским днём. Желаю профессионального роста, творческих успехов, исполнения желаний.



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей



13 (11460)
09.04.2021 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Посещений: 8259916