Росреестр информирует

Пт, 7 фев 2020 00:00 +0600
Январское занятие в омской «Школе электронных услуг Росреестра»

Первое занятие в «Школе электронных услуг Росреестра» в 2020 году состоялось 29 января. В обучении приняли участие представители Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Управляющей компании «Доверие» и директор ООО «МФЦЭУ Единая правовая служба».

Руководитель школы государственный регистратор Юлия Швецова рассказала о том, что развитие и популяризация электронных услуг являются приоритетными направлениями деятельности Росреестра, на доступных примерах показала, как при помощи электронного сервиса «Личный кабинет»  можно представлять заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а также получать сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), и проинформировала об особенностях направления заявлений в электронной форме на получение государственных услуг Росреестра посредством веб-сервисов взаимодействия с Росреестром.

В рамках занятия слушатели школы узнали о предъявляемых законом требованиях к электронным документам (электронным образам документов), представляемым на государственную регистрацию прав посредством отправления в электронной форме. Была рассмотрена возможность представления электронного заявления о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Занятие прошло продуктивно и интересно для всех участников. Завершая обучение, слушатели школы получили  исчерпывающие ответы на заданные вопросы.

Управление Росреестра по Омской области напоминает, что занятия в «Школе электронных услуг» проходят на постоянной основе и проводятся бесплатно для всех желающих разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.

Очередное занятие в школе состоится 19 февраля 2020 года по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, в 14.00.

Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты (11syl@r55.rosreestr.ru).

 

В 2019 году все «дачники» стали «садоводами».

Основные положения Закона  № 217-ФЗ


         С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ  "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ № 217-ФЗ).

Данным законом регламентировано создание садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ. Определены порядок создания товарищества, порядок и основания принятия в члены товарищества, прекращение членства в товариществе, управление товариществом, а также контроль за его деятельностью.

Важно отметить, что в связи с вступлением в силу ФЗ № 217-ФЗ:

1. Исключаются из законодательства понятия "дачный земельный участок", "жилое строение";

2. Вводится понятие "садовый дом";

3. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 1653 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47»;

4. Виды разрешенного использования земельных участков, обозначаемые как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства" и содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), а также  указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками;

5. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу ФЗ № 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.

При этом согласно статье 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее –    ГрК РФ) объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров. Оно состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании. Оно не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект ИЖС", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, установленные к объектам ИЖС настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом,  на сегодняшний день действующим законодательством предусмотрено строительство и нежилых садовых домов, и жилых домов на садовых земельных участках, а реконструкция существующих объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Кроме того, ФЗ № 217-ФЗ вводится понятие имущества общего пользования.  Таким имуществом являются расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу ФЗ      № 217-ФЗ, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.

Государственная регистрация права на имущество общего пользования осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации): в срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу ГрК РФ, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

Все эти моменты следует учитывать при подготовке и подаче документов на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, построенные на садовых земельных участках.

На сегодняшний день действует единый (уведомительный) порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности жилых и садовых домов в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах.

В целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик подает в орган местного самоуправления уведомление о планируемом действии. Оно может быть на бумажном носителе, доставлено адресату лично или через многофункциональный центр, либо направлено в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении. Также данное уведомление можно направить адресату в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Статьей 51.1 ГрК РФ определены требования к сведениям, указываемым в таком уведомлении, а также необходимые документы, прилагаемые к нему. Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. № 591/пр.

В срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства (реконструкции) объекта ИЖС или садового дома застройщик подает в уполномоченный орган местного самоуправления в порядке, указанном выше, уведомление об окончании строительства. Пунктом 16 статьи 55     ГрК РФ определены требования к сведениям, указываемым в таком уведомлении, а также  документы, прилагаемые к нему: технический план, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав. А в случае, если земельный участок, на котором произошло строительство, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, к перечню документов прикладывается заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС или садовый дом.

На сегодняшний день государственная пошлина за регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 350 рублей.

Порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении садовых и жилых домов определен  частью 1.2 статьи 19 Закона о регистрации: орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые уполномочены на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (при отсутствии предусмотренных ГрК РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) обязан направить в орган регистрации прав заявление в электронной форме  о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такой объект и документы, прилагаемые к нему. В том числе обязан направить уведомление застройщика об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором завершено строительство, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, –  соглашение об определении  долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект ИЖС или садовый дом, заключенное между правообладателями  участка. При этом данный орган  уведомляет застройщика  о направлении заявления в орган регистрации прав. Это уведомление направляется способом, указанным застройщиком в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.

В случае не направления в орган регистрации прав заявления в установленный срок застройщик вправе обратиться с таким заявлением самостоятельно. При этом уведомление об окончании строительства, технический план, соглашение об определении долей будут запрашиваться органом регистрации прав,  однако заявитель также вправе  представить указанные документы самостоятельно.

Таким образом, от собственников садовых земельных участков в целях постановки на государственный кадастровый учет садовых и жилых домов, возведенных или реконструированных, и проведения государственной регистрации прав на данные объекты требуется только надлежащее уведомление органов государственной власти или местного самоуправления о планируемом строительстве или реконструкции и об окончании строительства или реконструкции соответствующего объекта недвижимости, а также направление в один из вышеназванных органов технического плана с приложением необходимых документов.

Хозяйственные постройки, а именно: бани, сараи, гаражи, созданные на садовых участках, оформляются без уведомительного порядка на основании правоустанавливающих документов на землю и технических планов таких объектов,  при условии, что они построены в соответствии с установленным градостроительным регламентом.

Елена Соснина, главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.

 

Новый порядок сноса объектов капитального строительства

В России  с 4 августа 2018 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства, заключающиеся в установлении уведомительного порядка осуществления таких работ.

Снос объекта капитального строительства – это его ликвидация путем разрушения, разборки или демонтажа. Основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо в случаях, установленных законом, решение органа местного самоуправления или суда.

Так, если снос здания осуществляется на основании решения собственника этого объекта, необходим проект организации по сносу.

Перед началом работ объект, который подлежит сносу, необходимо отключить от сетей инженерно-технического обеспечения, подтвердив это актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей.

В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта   уведомление о планируемом сносе объекта не позднее, чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу. Сделать это можно посредством личного обращения в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо почтовым отправлением, или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг.

К уведомлению о планируемом сносе объекта прилагаются результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу такого объекта.

Однако стоит отметить, что проект организации работ по сносу не требуется в случае сноса гаража на земельном участке, не предназначенном для предпринимательской деятельности, объектов индивидуального жилищного строительства, а также в случае сноса на садовом земельном участке жилого или садового дома, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования.

При сносе объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции либо, если работы по сносу начаты до 4 августа 2018 и проводятся не в связи с реконструкцией или строительством нового объекта, проект организации работ по сносу также не требуется.

Орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом сносе объекта проводит проверку всех приложенных к уведомлению документов и обеспечивает размещение данных документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления данных документов, уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно.

После завершения работ по сносу объекта капитального строительства собственнику в течение семи рабочих дней необходимо отправить в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса данного объекта.

Для снятия ликвидированного объекта с государственного кадастрового учета и прекращения прав на него необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта капитального строительства, с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости, подтверждает прекращение существования объекта.

Если акт обследования составлен после 19 июля 2019 года (в соответствии с изменениями, внесенными в требования к подготовке акта обследования, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 26.03.2019 № 166), то он в своем составе должен содержать сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении данного уведомления в орган местного самоуправления поселения, в соответствующий орган городского округа или муниципального района – по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.

После того, как кадастровым инженером будет подготовлен акт обследования, можно подавать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав на него в офис МФЦ или посредством официального портала Росреестра (rosreestr.ru). С  таким заявлением вправе обратиться только собственник  снесенного объекта либо его представитель с документом, подтверждающим соответствующие полномочия.

Процедура снятия объекта  с  государственного кадастрового учета и прекращения прав на него завершается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельствующей о снятии объекта с учета.

Елена Горелова, главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости,

государственный регистратор.

 

Профилактика правонарушений

в области земельного законодательства

Профилактика правонарушений является одним из новых приоритетных направлений в контрольно-надзорной деятельности.

Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны. Целью государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года  № 1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

- требований исполнения земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

В целях выявления нарушений на территории Омской области государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления проводятся плановые и внеплановые проверки.

С 2018 года Управлением применяется риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков. Установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска.

Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет. Срок проведения названных проверок – не более 17 рабочих дней. В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Для проверки информации о наличии признаков нарушения законодательства проводятся выезды специалистов Управления – государственных земельных инспекторов Омской области – в целях административного обследования земельных участков. В ходе административного обследования сотрудники Управления могут проверить границы участков без участия собственников и без непосредственного доступа на участок.

Если в результате административного обследования выявляются признаки нарушения земельного законодательства, организуется внеплановая проверка. В этом случае собственник заблаговременно уведомляется о проверке, а все проверочные мероприятия проводятся только в его присутствии.

В случае получения сведений о готовящихся нарушений или признаках нарушений обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Напоминаем, чтобы избежать подобных ситуаций, границы земельных участков должны соответствовать сведениям, содержащимся в ЕГРН.

В результате проверок, проведенных в 2019 году, государственными инспекторами по использованию и охране земель выявлено 1202 нарушения соблюдения требований законодательства Российской Федерации (за 2018 год – 1380), в том числе 410 нарушений выявлены в деятельности органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков.

Кроме того, государственными инспекторами в 2019 году проведено 865 проверок исполнения предписаний (в 2018 году – 1088), по их итогам 597 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства исполнено, нарушения устранены (в 2018 году исполнено 738 предписаний), возбуждено 268 дел об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП РФ (в 2018 году – 311).

Татьяна Леднева, специалист 1 разряда отдела государственного земельного надзора Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

 



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


26 (11677)
04.07.2025 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Посещений: 16214672