
Сделано в Исилькуле
Пт, 23 окт 2020 00:00 +0600— Иван Анатольевич, к своему 60-летию Опытная станция подошла сильным научно-производственным предприятием. Но ведь так было не всегда. Как ваш коллектив пришёл к такому успеху?
— Когда я начинал работать, в 1997 году, была одна задача — выжить. Ну, немного поработали, выжить получилась. И стали появляться более амбициозные задачи — творчески работать и всесторонне развиваться. Наши сотрудники никогда не прекращали научно-исследовательскую работу, создавали новые сорта масличных культур, занимались сортовой агротехникой. Это и помогло нам вовремя влиться в новую рыночную экономику. Свою работу представляли на так называемых "Днях поля", которые с 97-го года мы проводили ежегодно, а то и по 2–3 раза в год. Взять развитие возделывания масличных в Омской области: 20 лет назад сеяли 4-5 тысяч гектар, сегодня – 300 тысяч, и, наверное, эта цифра не уменьшится. Сегодня, кроме Омской области, мы работаем со всеми регионами Западной Сибири, плотно сотрудничаем с Казахстаном, наши сорта и культуры ушли за Урал — Башкирия, Татарстан, Воронеж, Саратов, Ростов, Пенза, Пермь. Вся Россия потихоньку засевается сортами наших масличных культур.
— А как происходило завоевание рынка?
— Так получилось, что создавать сорта масличных культур мы начали ещё накануне большого мирового спроса на них. И когда этот рынок стал активно развиваться, нам было, что предложить. Сегодня наши масличные культуры — рапс, подсолнечник, соя, лён — пользуются спросом. Конечно, работая над созданием новых сортов, мы следили за рынком, изучали зарубежный опыт. Например, Канада, страны Америки, Европы активно сеяли рапс, а в нашей стране эта культура только начинала возделываться. В 1998 году я начал писать диссертацию на тему "Использование сурепного жмыха в кормлении крупнорогатого скота". В то время жмыхами КРС у нас ещё никто практически не кормил, но мы знали, что в мировом сельском хозяйстве эта технология использовалась. А сегодня сельхозпредприятия, в том числе и наши исилькульские, и представить не могут увеличение надоев молока без жмыхов. По началу на масличные спрос был минимальный, мы много лет работали "сами на себя", проводили исследования. А сейчас на рынке масличных ажиотаж. На наши семена есть спрос и со стороны стран Евросоюза, потому что содержание омега-3, омега-6, омега-9 в наших сурепице, льне, подсолнечнике, рапсе очень высоко. Никаких нареканий по качеству семян к нам никогда не поступало. Лучше всего нашу продукцию рекламируют давние партнёры, уверенные в качестве поставляемых нами семян. Например, на Алтае есть предприятия, которые раньше брали французские, немецкие семена льна масличного, но в засушливые годы иностранные сорта показали заметные провалы по урожайности. А за семенами Опытной станции такой "славы" нет. Ситуация складывается в пользу наших сортов. Ну, и мы постоянно участвуем в выставках, печатаемся в специализированных журналах. Наши учёные принимают участие в научно-практических конференциях, ездим в соседние регионы, постоянно отправляем своих специалистов на учёбу. Также стоит отметить, что сегодня у нас в стране очень здорово развивается логистика, отправить семена потребителям не составляет труда. А договора заключаем через интернет.
— Как юбилейный год сложился для станции в экономическом плане?
— В этом году мы получили очень хорошую урожайность зерновых в 26,6 ц/га. Несмотря на засуху, хорошую урожайность дал рапс, почти 23 ц/га; почти 14 ц/га получили по льну масличному. Засыпали семена всех культур в достаточном объёме, качество просто превосходное, поэтому в непростом 2020-м наша экономика должна сложиться очень хорошо. Ещё в сентябре оплатили все имеющиеся счета на ГСМ, гербициды, удобрения. Мы никогда никому не были должны, и в этом году тоже. Из техники особо ничего не покупали, кроме легковых автомобилей, жатки для подсолнечника, фотосепоратора, оборудования в лаборатории. Средняя заработная плана на Станции выше 30 тысяч.
– Ну, а какие направления работы определяете для себя на будущее?
– Наши учёные стараются не отставать от тех требований и задач, которые определяет мировой рынок сельхозпродукции. В первую очередь — это повышение урожайности культур, улучшение качества продукции. Под качеством мы имеем ввиду улучшение жирно-кислотного состава. По подсолнечнику ведём работу по увеличению в его составе олеиновой кислоты свыше 85 %. Сегодня во всём мире понимают, что масло подсолнечника — самое качественное. Его активно используют на европейском рынке. И мы стремимся улучшать наши сорта, чтобы их не потеснили. В том же направлении работаем и по рапсу. Очень перспективная культура сурепица. Лён в тренде. Всё это мы поставляем на рынок.
— За всеми этими достижениями стоят люди?
— Трудится у нас 86 человек, и все — исилькульцы. Когда я начинал работать, поменял всех специалистов, руководителей на местных, никого ниоткуда не привозил. У нас в Исилькуле очень хорошие люди, не глупые, адаптированы к местным условиям. С точки зрения науки, да, Нобелевских лауреатов у нас нет, но, уверен, в работе опираться надо только на свои кадры. Да, есть и проблемы. Вот недавно дали объявление, требуется агроном с высшим образованием. Позвонил всего один человек. Дефицита в кадрах учёных у нас нет, все лаборатории укомплектованы. В науке коллектив у нас женский, наверное, потому что женщины ответственней подходят к такой работе. К нам приходят девчата, уже замужние, с детьми, с высшим образованием. Мы их учим на практике, они проходят путь от рабочего до лаборанта. И такие специалисты, считаю, качественнее выполняют работу, чем молодые выпускники вузов, обладающие только теоретическими знаниями. Надо работать со своими кадрами, растить, готовить.
— То есть, в Исилькуле можно жить и работать?
— В Исилькуле нужно жить, нужно работать.
Комментарии

cвежий номер
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ






